Серия А, «Сан-Сиро»
Милан 1-2 Интер
22 апреля 2024
информация обзор фотогалерея видео
Серия А, «Ювентус Стэдиум»
Ювентус 0-0 Милан
27 апреля 2024
информация обзор фотогалерея видео
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан 3-3 Дженоа
5 мая 2024
информация обзор фотогалерея видео
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Кальяри
12 мая 2024, 16:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Серия А, «Олимпийский»
Торино — Милан
19 мая 2024, 16:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Салернитана
26 мая 2024, 16:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Статьи и материалы

Уроки из прошлого и оптимизм на будущее: анализ финансовой ситуации «Милана»

12 августа 2021, 14:57
2929
Источник: sempremilan.com
Перевод и адаптация: Игорь Новиков

Финансовые показатели «Милана» за прошлый отчетный период, завершившийся 30 июня 2020 года, были неутешительными. Клуб зафиксировал убытки в 194,6 миллиона евро после уплаты налогов. Это на 48 млн больше, чем годом ранее, а также самые большие убытки в 122-летней истории клуба.

Убытки в 2019 году включали в себя не самые обычные статьи расходов. Например, смена владельцев – переход клуба из рук Юнхуна Ли к фонду Elliott Management Corporation. Предполагалось, что результат финансовой деятельности по итогам сезона-2019/20 укажет на улучшение ситуации.

Однако сейчас для всех есть общее смягчающее обстоятельство, которое серьезно повлияло и продолжает влиять на финансовое положение футбольных клубов во всем мире – пандемия COVID-19 и связанные с ней социальные ограничения.

Влияние коронавируса на финансовые показатели «Милана» в сезоне-2019/20 нельзя недооценивать. Доходы от производства, в первую очередь от реализации телевизионных прав, снизились на 41,7 млн евро по сравнению с предыдущим годом. Это произошло в том числе и потому, что уже в рамках финансового года-2020/21 было сыграно несколько матчей Серии А-2019/20.

С другой стороны, такая ситуация приведет к единовременному увеличению доходов от ТВ в сезоне-2020/21. Доходы миланцев от матчдэя (проданные билеты, активности, питание на стадионе и так далее) снизились на 10,5 миллиона евро в связи с тем, что игры проходили без зрителей.

Все это было неизбежным влиянием пандемии на финансовые показатели клуба. Однако, если вернуть на прежний уровень упавшие доходы от телевидения и в дни матчей на стадионе, общий убыток все равно будет огромным – 142,4 млн евро за год, что указывает на иные и более глобальные проблемы, связанные с базовыми расходами по отношению к операционным доходам.

Финансовые результаты за сезон-2019/20 были столь плохими еще и потому, что «Милан» не участвовал в еврокубках из-за бана от УЕФА за нарушение принципов финансового фэйр-плей. В тот сезон «Милан» занял шестое место в Серии А и дошел до полуфинала Кубка Италии.

Несмотря на все это, операционные расходы «Милана», или «затраты на производство», как их называют в финансовых отчетах, незначительно увеличились с 373,4 млн евро до 378,9 млн евро. Рост затрат был бы больше, если бы основной состав красно-черных не согласился снизить зарплату в апреле 2020 года, сэкономив клубу 3,9 миллиона евро.

Трансферы и зарплаты

На приобретения в сезоне-2019/20 клуб потратил 99,3 млн евро. Летом пришли Рафаэл Леау, Франк Кессье (обязательный выкуп после аренды), Тео Эрнандес, Исмаэль Беннасер, Лео Дуарте, Раде Крунич и Анте Ребич (аренда). Зимой команду пополнили Алексис Салемакерс (аренда), Асмир Бегович (аренда), Симон Кьяер (аренда) и Златан Ибрагимович.

В соответствии с принятыми стандартами бухгалтерского учета затраты на трансферы европейских клубов амортизируются (распределяются) в течение всего срока действия контракта, что означает, что только часть из 99,3 млн евро, потраченных в сезоне-2019/2020, регистрируется в этом финансовом году, однако трансферная активность за предыдущие сезоны также учитывается.

Это важно понимать, поскольку расходы «Милана» на трансферы в сезонах 2018/19 и 2017/18 составили почти 400 миллионов евро. Это серьезно сказалось на способности клуба фиксировать операционную прибыль, поскольку предыдущие расходы привели к почти хронической проблеме завышенной амортизации.

Давно известно, что «Милан» плохо извлекает прибыль от продаж игроков за последнее десятилетие. Фактически, многие продажи «россонери» за последние три года привели к убыткам. Это описывается сценарием, в котором амортизированная стоимость игрока выше, чем цена его продажи, что и приводит к потере капитала.

Считается, что от продажи игроков за финансовый год 2019/20 «Милан» получил в районе 60 миллионов евро. Однако в своем отчете клуб указал, что речь идет лишь о 30 млн чистой прибыли, что связано опять же с амортизацией. Например, продажа Кшиштофа Пёнтека в «Герту» повлекла небольшие убытки, а вот деньги, полученные от трансферов своих воспитанников Патрика Кутроне и Мануэля Локателли – это чистая прибыль, поэтому подобные продажи так выгодны для клуба, на подписание этих игроков не тратили денег, следовательно не было и амортизации.

Одной из важнейших задач руководителей, нанятых фондом Elliott после покупки клуба у Юнхуна Ли, стало сокращение зарплатного фонда «Милана». Именно этой целью было продиктовано решение клуба в сезоне-2019/20 отдать в аренду Пепе Рейну, отпустить Риккардо Монтоливо, Ивана Стринича, Андреа Бертолаччи, Иньяцио Абате и Кристиана Сапату, а также продать Кшиштофа Пёнтека. Кроме того, трансферы на  вход были связаны с более молодыми игроками с меньшими зарплатами. Исключением стал лишь Златан Ибрагимович – здесь важны были его лидерские качества и коммерческие соображения.

Общие расходы на персонал в клубе снизились на 23,9 млн евро (13%), но уровень затрат на персонал по отношению к доходу остался высоким. Общие расходы на персонал в 160,9 млн евро составили 83,67% от общего дохода «Милана», что значительно превышает рекомендованный УЕФА порог в 70%. Анализируя распределение затрат, можно сказать, что амортизация, о которой говорилось выше, выросла на 32,7 млн евро – до 125,7 млн.

Таким образом, расходы на первую команду «россонери», с учетом заработной платы и амортизации, составили 149% от общего дохода за финансовый год 2019/20. Не нужно иметь диплом бухгалтера престижнейшего Стэнфордского университета, чтобы понять, что такая бизнес-модель крайне неустойчива.

Однако «Милан» предпринимает важные шаги для выхода из этой ситуации. Так, клуб снижает затраты на трансферы, оптимизирует зарплаты. И это должно привести к тому, что с 2019 по 2021 год показатель EBITDA (аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) должен заметно увеличиться.

Уже в отчете за сезон-2019/20 расходы на трансферы сократились с 232,2 млн евро до 186,7 млн, и эту сумму еще предстоит амортизировать. Уменьшение этого показателя означает, что амортизация и продажи были больше, чем инвестиции в покупку новых игроков, которые ранее оценивались в 99,3 млн евро.

Наконец, если посмотреть на движение денежных средств в «Милане» за сезон-2019/20, то денежные потоки от операционной деятельности составили минус 94 миллиона евро, а денежные потоки от инвестиционной деятельности составили минус 72 млн. В итоге клуб смог выполнить свои обязательства в том сезоне лишь благодаря взносу фонда Elliott в уставный капитал (средства, внесенные учредителями организации для осуществления хозяйственной деятельности) в размере 100 миллионов евро.

Финансовый год 2020/21

Из-за разницы во времени между окончанием финансового года и публикацией проверенных и одобренных советом директоров показателей этот анализ проводится на основе финансового года 2019/20 уже после окончания финансового года 2020/21. Однако, отслеживая тенденции, отмечая экономическую среду, в которой работает «Милан», оценивая трансферную и контрактную активность клуба в сезоне-2020/21, а также спортивные достижения, можно делать обоснованные прогнозы относительно того, как будут выглядеть отчеты за сезон-2020/21.

Доход от реализации ТВ-прав, который не был учтен в отчете за сезон-2019/20 из-за некоторого количества матчей, проведенных уже фактически во временных рамках сезона-2020/21, приведет к значительному увеличению доходов от ТВ за этот год. Впрочем, это будет компенсировано тем, что на протяжении всего сезона-2020/21 матчи проходили при пустых трибунах, а доходы от клубного музея и магазинов существенно сократились.

В то же время спортивные результаты «Милана» – второе место в Серии А, выход в четвертьфинал Кубка Италии и выход в 1/8 финала Лиги Европы – должны гарантировать значительный рост доходов от телетрансляций и призовых.

Что касается трансфертной деятельности «россонери», то тут произойдет значительный прирост капитала благодаря продаже Сусо, но в то же время и большие убытки от продажи Лукаса Пакета, Рикардо Родригеса и Андре Силвы из-за того, что сумма, за которую каждого  из них продали, значительно ниже стоимости каждого футболиста на балансе клуба на момент продажи.

Обмен Андре Силвы в «Айнтрахт» на Анте Ребича заслуживает отдельного упоминания из-за специфического характера сделки. «Фиорентина» сохраняла за собой право на 50% от суммы перепродажи Ребича. Чтобы избежать выплаты большой суммы флорентийцам за хорвата, «Айнтрахт» договорился с «Миланом» об обмене игроками, в рамках которого Ребича оценили в 5 миллионов евро, а Силву – в 3 млн. Таким образом, немцам нужно было заплатить «Фиорентине» всего 2,5 млн евро. В итоге сделка имела конкретный смысл как для «Айнтрахта», так и для «Милана», но подобный размен разозлил руководителей «Фиорентины», которые почувствовали себя обманутыми.

«Милан» подписал с Силвой пятилетний контракт, купив его за 38 миллионов евро в 2017 году. Это означает, что стоимость игрока на балансе клуба через три года после заключения соглашения все еще составляла 15,2 миллиона евро. Таким образом, продажа португальца за 3 млн евро фиксируется как убыток в размере 12,2 млн в финансовом отчете за сезон-2020/21.

В рамках финансового года 2020/21 расходы на приобретение новых игроков резко упали. Клуб, осознавая экономический кризис, пошел по пути подписания на правах аренды Сандро Тонали, Браима Диаса и Диогу Далота, потратив в общей сложности около 18 миллионов евро на полноценные трансферы Йенса Петтера Хауге, Анте Ребича, Алексиса Салемакерса, Симона Кьяера, Чиприана Тэтэрушану и Пьера Калулу.

На аренду Фикайо Томори и Суалихо Мейте клуб зимой потратил около 3 млн евро. В общей сложности расходы на трансферы за сезон-2020/21 составили 30% от общих расходов в сезоне-2019/20 и около 50% от расходов сезона-2018/19. Это говорит о том, что клуб значительно поумерил пыл в этой сфере.

Помимо упомянутых выше продаж, «Милан» еще больше сократил фонд заработной платы, расставшись с высокооплачиваемыми футболистами – Джакомо Бонавентурой, Пепе Рейной, Лукасом Биглией летом и Матео Мусаккио зимой.

Ожидается, что с увеличением доходов от ТВ и еврокубков, со снижением заработной платы, трансфертных расходов и амортизации операционная прибыль «Милана» существенно увеличится, особенно по сравнению с убытком почти в 195 млн евро по итогам финансового года 2019/20. Однако, учитывая, что стадионы пустовали в течение всего сезона, прогнозируется невысокий коммерческий и спонсорский доход. Можно предположить, что чистый убыток клуба составит около 100 млн евро в сезоне-2020/21, когда будут опубликованы заверенные клубом показатели (ожидается в октябре 2021 года).

Финансовый год 2021/22 и будущее клуба

Из-за бережливости «Милана» на трансферном рынке в сезоне-2020/21 на первых порах в нынешнем трансферном окне клуб сосредоточился на сохранении состава предыдущего сезона. Миланцы потратили около 30 млн евро на выкуп Фикайо Томори, около 7 млн на выкуп Сандро Тонали и 3 млн на новую двухлетнюю аренду Браима Диаса.

Трансфер Тонали привлек особое внимание прессы из-за информации о том, что красно-черным удалось получить скидку у «Брешии». Изначально клубы договорились об аренде Сандро на один год за 10 млн евро с возможностью выкупа прав на хавбека за 15 млн евро и 10 млн евро в виде бонусов, что в сумме потенциально составляло 35 млн евро. Кроме того, Тонали год назад получил зарплату в 2 млн евро. Однако «Милану» удалось согласовать выкуп итальянца за 6,9 млн евро с минимальными бонусами и снизить вдвое общую сумму трансфера Тонали – до примерно 17 млн евро. Игрок также согласился на понижение зарплаты до 1,6 млн евро в год, подписав пятилетний контракт в июле 2021-го.

Работа над сокращением фонда заработной платы в клубе из Милана продолжилась. Длительные переговоры с голкипером Джанлуиджи Доннаруммой достигли апогея, когда технический директор Паоло Мальдини отказался еще поднимать предложение в размере 8 млн евро в год на пять сезонов. Это и без того было выше на 2 млн евро в год, чем уже получал самый высокооплачиваемый вратарь Серии А.

Когда стало ясно, что Джиджо не останется в клубе, «Милан» стремительно подписал вратаря ставшего чемпионом «Лилля» – Майк Меньян обошелся миланцам в 13 миллионов евро и заключил пятилетний контракт с зарплатой 2,5 млн евро в год. Таким образом, в год француз в течение всего срока действия соглашения будет обходиться клубу в 5,1 миллиона евро вместо 16 млн за Доннарумму. В прессе активно писали и о различных комиссионных и бонусах, запрошенных агентом Мино Райолой, которые привели бы к тому, что клуб тратил бы более 20 млн евро ежегодно на Доннарумму. Поэтому выбор в пользу Меньяна – это доказательство нового направления в работе «Милана».

Фонд заработной платы снизится еще больше с уходом турецкого хавбека Хакана Чалханоглу, который не принял предложение «россонери» и не согласился на зарплату 4 млн евро в год. Переговоры по Чалханоглу были важны для выработки стратегии менеджмента, так как в самое ближайшее время требуется продление контракта с Франком Кессье (истекает в конце сезона-2021/22), а затем настанет очередь таких игроков, как Исмаэль Беннасер и Тео Эрнандес, важность которых для команды и их оценка на трансферном рынке намного превышают размер их зарплаты. Отказ «Милана» увеличить свое предложение до 5 млн евро в год, как того требовала сторона Хакана, – еще одно свидетельство решительного направления, выбранного клубом, который стремится быть финансово ответственным и устойчивым.

Перспективы финансового года 2021/22 улучшаются в связи с предстоящим возвращением фанатов на стадионы в Италии, но, прежде всего, в связи с возвращением «Милана» в Лигу чемпионов, гарантирующую совсем иной уровень доходов.

Финансовые показатели будут зависеть от ряда факторов. Есть спортивная составляющая, зависящая от выступления в Лиге чемпионов и Серии А. В то же время остается неопределенность в отношении ограничения количества болельщиков, которым разрешат посещать стадионы, иные коммерческие показатели, которые медленно восстанавливаются в условиях пандемии, а также трансферная активность, которая еще не завершена для клуба этим летом и только предстоит зимой.

Говоря об этом, важно помнить, что фонд заработной платы уже уменьшился примерно на 22 миллиона евро с уходом Доннаруммы и Чалханоглу. Вместе с относительно низкими зарплатами новичков и прибылью за участие в Лиге чемпионов есть все шансы, что потери «Милана» по итогам сезона-2021/22 могут снизиться примерно на 60-90 млн евро по сравнению со 100 млн евро, которые мы прогнозировали выше за сезон-2020/21.

Путь «Милана» Elliot и Ивана Газидиса труден. Долгосрочная финансовая жизнеспособность во многом зависит от постоянного участия команды в Лиге чемпионов, что может обеспечить безубыточность клуба в ближайшие годы. Вопрос лишь в том, сможет ли «Милана» делать это с молодой и недорогой командой из года в год.

Понравился материал? Поделитесь ссылкой с друзьями!
Смотрите также
Комментарии (0)

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.