Лютер Блиссетт в Италии: «Милан», анархисты и рисовые криспы
«Платини стал лучшим бомбардиром в прошлом году с 18 голами? «Милан», я забью больше».
К сожалению, Лютер Блиссетт так и не исполнил свое обещание. Перейдя из «Уотфорда» в «Милан», он провел в Италии всего один сезон и был не слишком результативным – в 30 матчах забил всего пять голов. Но, несмотря на то, что Блиссетт оказался не таким важным игроком, как планировал быть, он привлек к себе внимание итальянцев. История британца на Апеннинах получилась по-настоящему удивительной: он запомнился невероятными промахами, вдохновил на одно дело группу анархистов, а о его трансфере ходили самые нелепые слухи.
В июне 1983-го года Блиссетт перешел в «Милан» за миллион фунтов стерлингов. Это приобретение стало неожиданностью, но на тот момент англичанин был самым результативным нападающим в Европе – он забил 27 голов в дебютном для «Уотфорда» сезоне в высшем дивизионе. «Россонери» по-прежнему приходили в себя после кризиса. Команда дважды вылетала в Серию Б: в 1980-м из-за причастия к ставочному скандалу Totonero, в 1982-м – из-за откровенно плохой игры. С Блиссеттом в атаке «Милан» надеялся закрепиться в Серии А. Все получилось – команда стала восьмой. Но вклад Лютера был минимальным.
Несмотря на проблемы, уроженец Ямайки с радостью вспоминает первые игры в новой команде: «Это были товарищеские матчи и встречи Кубка Италии – пять или около того. Я забил в них девять голов. Так что я с нетерпением ждал начала чемпионата».
Его результативность обеспечила Блиссетту видное место в прессе. В газетах появлялись заголовки вроде: «Сколько команд сможет отправить в нокаут этот боксер?». Даже после неудачного старта тренер Иларио Кастеньер был уверен в англичанине: «Когда Блиссетт начнет забивать, его никто не остановит. Запомните мои слова».
Проблема оказалась в том, что забивать Блиссетт так и не начал.
В книге «Кальчо: История итальянского футбола» автор Джон Фут отмечает, что у Блиссетта были две ужасные «сухие» серии за время его выступлений в «Милане. Сначала он не мог забить с 30-го октября 1983-го по 8-е января 1984-го. Затем с 8-го января по 29-е апреля. Он расцвел в атакующем «Уотфорде» Грэма Тэйлора, но Лютеру было очень сложно адаптироваться к более оборонительному итальянскому футболу с множеством тактических нюансов. Игра «Милана» основывалась на владении мячом и выжидании. Блиссетту приходилось играть перед обороной соперника, участвовать в организации атак. Но он привык забегать за спину защитникам. Как результат – нападающий и близко не показывал того, что позволило ему быть звездой в своем чемпионате.
Зато Блиссетт запомнился ужасной реализацией моментов – он промахивался, когда казалось, что забить легче, чем ударить мимо. Первый пенальти на «Сан Сиро» он пробил над перекладиной. В дерби против «Интера» он не попал в ворота с метра, и этот момент удостоился раскадровки в La Gazzetta dello Sport. СМИ быстро сменили свое отношение к новичку и задавали вопрос, который волновал всех: «Блиссетт, когда же ты забьешь?».
Некоторых болельщиков «Милана» Блиссетт откровенно раздражал, но были и те, кто аплодировали ему каждый раз, когда Лютер получал мяч. Возможно, это была насмешка, но в любом случае Блиссетт стал культовым персонажем.
Ближе к концу сезона он пошел на поправку и забил победные голы «Торино» и «Пизе». Тосканцев поражение отправило в Серию Б, и их враги из «Ливорно» посвятили Блиссетту целый баннер. Впрочем, это не спасло англичанина от продажи – летом 1984-го он вернулся в «Уотфорд» за 550 тысяч фунтов. Вспоминая свои выступления в Италии в интервью Sky Sports, Лютер объяснил, почему все сложилось не так, как он планировал:
«Команда была вовсе не так хороша, как я мог подумать, переходя в «Милан». Да и манера игра мне не подходила. Я не мог продемонстрировать свои лучшие качества».
Впрочем, слухов о том, почему бывший игрок сборной Англии провалился на Апеннинах, ходит достаточно. Некоторые из них очень смешные. Например, теория о том, что «Уотфорд» отправил в «Милан» брата Блиссетта. Или «Россонери» хотели подписать Джона Барнса, а ошибочно приобрели Лютера. Однако журналист Габриэле Маркотти считает все эти разговоры чепухой:
«Даже самый некомпетентный человек увидит, что Блиссетт и Барнс абсолютно не похожи. К тому же, «Милан» тогда искал центрального нападающего, который бы много забивал. Барнс им не подходил».
Несмотря на то, что Лютер провел в Италии только год, его помнят до сих пор. Невероятный поворот – его именем назвалась группа анархистов и представителей левого движения Болоньи, которые издали историческую новеллу «Q», ставшую бестселлером. Автором значится Лютер Блиссетт. Почему выбор пал именно на него, никто не знает. Говорят, дело может быть в том, что англичанин был одним из первых чернокожих игроков в Италии и стал своеобразным символом борьбы с расизмом.
А вот еще одна веселая история о Блиссетте. Рассказывают, что он постоянно жаловался: «Сколько бы денег у тебя ни было, тут невозможно купить рисовые крипсы». Возможно, в этом и причина неудач Лютера – он просто не смог играть в полную силу, оставшись без любимого завтрака.
Лютер Блиссетт не стал лучшим бомбардиром Серии А и так и не нашел рисовые криспы. Но мало кто из легионеров оставил о себе такую память в Италии.
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.