Арриго Сакки. «Тотальный футбол». Глава 5. Парма, посвящение. Часть 2
Я выбирал волевых, целеустремленных игроков, хороших людей, которые хотели играть не сами за себя, а ради команды. На сборах мы готовились беспощадно: был, например, бег на грунте, с подъемами и спусками. Бегали в переменном ритме больше часа – как сумасшедшие. Нагрузки были невероятные, не необходимые – мы , в отличие от других команд, готовились играть в футбол на скорости, в высоком ритме, действовать реактивно. Однако в будущем я все-таки предпочитал тренировки с мячом физическим упражнениям.
У Пармы тогда не было собственного тренировочного центра, и мы работали то на полях Стюард в районе Сан Панкрацио, то в самом центре города. Поля были плохие, за травой никто не ухаживал, назвать их ужасными было бы преуменьшением. Но мое стремление обучать парней и их энтузиазм помогали справиться с проблемами – мы тренировались, хотя земля под ногами, то превращалась в грязь, то была твердой, словно асфальт.
Иногда какой-нибудь старик, проезжавший мимо на велосипеде, останавливался, чтобы понаблюдать за командой. Болельщики на тренировки практически не приходили. Помню одного завсегдатая – пожилого мужчину, которого мы прозвали "шляпником" из-за его головного убора. Он подолгу стоял около нас, слушал мои крики, наблюдал, комментировал. А иногда к нам заглядывал Джан Паоло Монтали, тренер команды по волейболу.
Те, кто видел наши тренировки, понимали – что-то меняется. Команда работала серьезно, интенсивно. Для этой мрачноватой публики, все было в новинку, хотя она и разбиралась в футболе.
"Да ты убьешь их!" – кричали на диалекте старые болельщики. "Это не разогрев, они сейчас в самом деле загорятся!"
Их поражал мой крик, ведь я не сдерживался – хотел, чтобы игроки сразу реагировали на замечания. Самое важное в футболе для меня – чтение ситуаций, все 11 игроков должны реагировать одновременно. Все начинается с организованной компактной команды, которая без мяча движется, как каток, а с мячом распрямляется и расширяется. В основе моей игры было движение, также очень важно правильное расположение на поле, которое облегчает работу с мячом. А без мяча ставку мы делали на двойную опеку, прессинг и идеальное взаимодействие. Все должны были двигаться синхронно, гармонично. Команда – одно целое, которое находится в постоянном движении.
Бывший футболист Бергамаски, который играл в Серии А, после матча Римини с Тревизо сказал: "Нельзя так играть, это нечестно! Всегда два или три твоих игрока против одного соперника".
Я создавал то, что называют "командой-оркестром". Команду, которая действует компактно и на скорости, использует много ускорений, но не теряет при этом сил. Мы научились бегать лучше. Все вместе, разделяя нагрузку. Это был коллективный футбол, в котором игроки меняются на ограниченном пространстве, преследуя цель завладеть численным преимуществом. Таким образом, у нас было больше вариантов развития атаки, а без мяча линии взаимодействовали лучше. Умение быстро оценить позицию партнера, выбрать, кому передать мяч, становилось таким же важным, как и техника.
Первые три месяца тренировок и сборов были сложными, потому что игрокам – даже молодым и тем, кто уже был со мной знаком – оказалось непросто уследить за моими идеями. Большие нагрузки сказались на старте чемпионата. Футболисты не справлялись с усталостью, нужно было время, чтобы набрать форму. На старте сезона нас подводили физика (требовалось прийти в себя после тяжелой работы) и отсутствие должной синхронности в действиях на поле. Нужно было научиться понимать ритм игры, выдержать его после пройденной физической подготовки. Команды, которые работали меньше, поначалу были более легкими, но по ходу сезона столкнулись с проблемами.
В конце концов, изрядно потрудившись на тренировках и доведя комбинационные действия практически до автоматизма, парни поняли, что игра приносит им сумасшедшее удовольствие. Они демонстрировали взрывной яркий футбол, постоянно атаковали и радовали зрителей. Многие игроки приходили на тренировки заранее – я понял, что пробудил в них желание прогрессировать, и это было для меня очень важным результатом. Работа и старание начинали давать плоды.
В нескольких матчах нашим соперникам не удавалось даже выйти за пределы собственной штрафной. Во втором туре, мы забили пять голов в ворота Фано и начали серию побед. Два гола Павии, два Каррарезе, два Модене, два Римини. Мы выиграли первый круг с 26 очками, уступив всего один раз – на поле Спала в седьмом туре, с разницей в один гол. Вторым шел Вирешит (22 очка), третьей Модена (21 очко). Казалось, что все будет легко.
В первом круге мы также выиграли в гостях у Реджаны – это была первая победа Пармы на стадионе Мирабелло за более чем 40 лет. Исторический результат в страстном дерби, за исход которого очень переживали болельщики обеих команд. Матч состоялся в 13-м туре, стадион был переполнен. Когда мы забили третий гол, некоторые игроки побежали к тифози, некоторые – к нашей скамейке запасных. Там сидел президент Черезини, который вскочил, прыгал, как простой болельщик, и обнимался со всеми.
Хочу рассказать одну историю, которая хорошо охарактеризует нашего президента. Мы ехали в Реджо Эмилию, и Черезини неожиданно остановил автобус перед отелем Мария Луиджа. Мы понятия не имели, для чего. После победы зашли в раздевалку, а на массажном столе лежали 18 миллионов лир наличными.
"Но откуда вы знали, что мы победим?"
"Мне приснилось перед игрой, что спустя 40 лет Парма наконец-то тут выиграет. Это нужно отпраздновать!"
Ответный матч сложился иначе. Четвертого мая 1986-го года – одна из самых черных страниц в истории Пармы. Столкновения между болельщиками и полицией привели к трагедии. Наши тифози имели репутацию спокойных и порядочных, редкость для Италии, потому случившееся было абсолютной неожиданностью. Я впервые столкнулся с подобным. Мы увидели обратную сторону футбола, эту жуткую опухоль. Отношения между руководством клуба и болельщиками были непростыми, но домашнее поражение в дерби не должно было иметь такие последствия.
Впрочем, чемпионат на этом не завершился. Мы продолжали побеждать. За четыре тура до конца в Варезе разыгралась настоящая драма. Если побеждали мы, то до повышения в классе оставалось рукой подать. Если Варезе проигрывал, команда вылетала. Ничья не нужна была никому. На неделе мы проиграли в контрольном матче Фанфулле из Серии С2.
Я понял, что у команды трудности и принял важное решение: убрал трех игроков основы. Выпустил в старте Ломбарди, абсолютного дебютанта. Я организовал внеплановые сборы. Мне показалось, что я должен объяснить Сольяно свой рискованный и смелый ход, хотя он никогда не ставил под сомнение мои поступки. Но на кону было очень многое. Я рассказал ему, каким будет стартовый состав. Сольяно выслушал меня и ничего не сказал, в очередной раз продемонстрировав уважение и полное доверие.
Мы не могли забить до тех пор, пока Ригетти не сбили в штрафной. Пенальти. Росси пошел бить, а я обернулся и посмотрел на президента Черезини – он как раз закидывал в рот таблетку от болей в сердце. Росси ударил, вратарь отбил, но наш нападающий среагировал на сейв и отправил мяч в сетку. 1:0. Черезини отпраздновал гол со всеми и принял еще одну таблетку – его сердце могло не выдержать таких эмоций. Мы сделали важнейший шаг на пути к чемпионству.
После матча Сольяно отвел меня в сторону: "Когда ты сказал мне состав, меня словно ударили кулаком в живот". Великий мастер своего дела, что тут сказать.
Решающий матч сезона мы провели дома против Санремезе. На Тардини был аншлаг, а я с первых минут выпустил еще одного дебютанта – 16-летнего воспитанника Пармы, нападающего Алессандро Мелли. Он забил первый гол, замкнув навес Пачи справа. Это был апогей нашего чемпионата. Я до сих пор помню лицо паренька, который забил первый гол в Серии С в важнейшей игре и принес нам победу в чемпионате, а вместе с ней – и повышение в классе.
В перерыве на поле вышел Росси и точным ударом завершил мой первый фантастический сезон в Парме. Мы стали чемпионами, мы доминировали весь турнир и заслужили этот успех. Наконец-то я увидел, что мечтал не зря – красивый футбол, который я так любил, может приносить важный результат.
Граф Риньони и в особенности его сын Этторе, мой друг по Милано Мариттиме, сыграли важнейшую роль в моей карьере тренера. Этторе Роньони стал главой спортивного отдела Mediaset и пригласил меня на телевидение, принять участие в футбольном шоу вместе с Трапаттони, чей Ювентус выиграл Серию А. Трап взял скудетто, я – путевку из Серии С1 в Серию Б. Для меня это была огромная честь. Режиссер трансляции перед началом сказал мне: "Если вас услышит Берлускони, то пригласит в Милан". Пророческие слова.
Я не верю в фразу "Команду, которая побеждает, не меняют". Наоборот. Я готов поставить под сомнение все. Ригетти и Габриэле, например, я больше не видел в составе. Они всегда были со мной, росли на моих глазах почти пять лет, но пришло время расстаться. Деньги в футболе – не цель, а следствие хорошей игры. Они показывают ценность футболиста, но для меня на первом месте всегда стояло то, каким человеком он является. Ригетти с Габриэле провели отличный сезон, но я больше не хотел видеть их в команде. Они не думали о победах. Растеряли энтузиазм, стали корыстными, перестали уважать правила. Если твоей главной целью становится заработок, все кончено. Но они считали иначе.
Продолжение следует.
Глава 5. Парма, посвящение. Часть 1
Источник: campeones.ua
Перевод и адаптация: Юрий Шевченко
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.