Серия А, «Бриантео»
Монца 0-1 Милан
2 ноября 2024
Лига Чемпионов, «Сантьяго Бернабеу»
Реал Мадрид 1-3 Милан
5 ноября 2024
Серия А, «Сардиния Арена»
Кальяри 3-3 Милан
9 ноября 2024
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Ювентус
23 ноября 2024, 20:00 МСК
Лига Чемпионов, «Национальный»
Слован Братислава — Милан
26 ноября 2024, 20:45 МСК
новости обсуждение превью Live
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Эмполи
30 ноября 2024, 20:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Статьи и материалы

Арриго Сакки. «Тотальный футбол». Глава 7. Мой футбол. Часть 1

6 апреля 2018, 10:32
2155

323

Футбол – самая важная из неважных вещей.

 

Это схема, которая всегда помогала мне объяснить руководству клуба, тренерскому штабу, футболистам, болельщикам и даже журналистам, чем является для меня футбол. Отцы-основатели видели его атакующей командной игрой.

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ФУТБОЛ
- спортивное зрелище, участвуя в котором нужно развлекаться и побеждать.
- незаслуженная победа – не победа.

КАК ЭТО ВОПЛОТИТЬ
- Клуб должен иметь амбициозный проект, быть организованным, современным, с четкими целями.

ТРЕНЕРСКИЙ ШТАБ
- Блестящие идеи игры, дидактические навыки, стремление к перфекционизму и чуткость восприятия.

ФУТБОЛИСТ
- Человек, мотивация, интеллект, коллективное сознание, темперамент, скорость, талант и техника.

КАК РАБОТАТЬ
- коллективный способ обучения для достижение индивидуального прогресса за счет командой игры.
- отказ от техники ради техники; командная игра помогает развиваться футболисту, а не футболист команде.
- отказ от оборонительного футбола и эгоизма.
- формирование коллектива, который становится командой за счет позиционирования, согласованности и взаимосвязи.
- техническое/тактическое/психологическое взаимодействие.
- все должны участвовать в фазах атаки и обороны, все должны работать как команда и для команды, 11 игроков в постоянном движении и активной позиции с мячом и без мяча.
- чем компактнее группа, тем больше индивидуальный прогресс.- на тренировках нужно проводить симуляции того, что происходит в матче; только так можно подготовить игроков и избавить их от напряжения.
- исправлять ошибки означает улучшать.
- скорость и игра соперников – главные сложности в матче; необходимо переходить от простого к сложному, чтобы на тренировках создавать ситуации, которые случаются в игре.
- команда должна меняться по ходу игры, чтобы быть эффективной.

ЦЕЛИ
- прогресс человека и футболиста.
- коллективный футбол.
- тотальный футбол.
- пребывание на первых ролях, которое обеспечивает прогресс.
- контроль ситуации
- владение мячом и инициативой.
- победа с уважением, проигрыш с достоинством.

За четыре года Милан идеально интерпретировал мои футбольные идеи. Моей мечтой было работать с командой:, которая всегда будет играть с позиции силы, приносить удовольствие зрителям и убедительно побеждать. Будет доминировать на поле, владеть мячом и инициативой. Повторюсь, незаслуженная победа – это не победа вовсе.

Я считаю, что владение мячом обязательно для улучшения техники и фантазии игроков, повышения их уверенности в себе.

Я всегда был уверен, что реализовать все мои идеи можно только с командой, которая будет дорожить мячом и делать ставку на владение. Для этого было важно иметь поддержку клуба, знать, что руководство разделяет мои идеи и стремления. Это должен быть серьезный клуб с интеллигентным подходом, в котором работают страстные честные люди, любящие свое дело. В основе любого проекта – человек, его труд и мотивация, его стремление к совершенству. Сначала идет человек, а потом уже талантливый футболист. Я всегда требовал от игроков полностью погружаться в работу: «Либо вы прилагаете максимум усилий, либо ничего не выйдет».

Я всегда сравнивал персону тренера с автором музыки или дирижером оркестра, с режиссером или сценаристом фильма. Я глубоко верил в свои идеи, это была непоколебимая уверенность, которую я старался передать футболистам. Футбол – командный спорт, потому все начинается с концепции команды – она формируется благодаря человеческим качествам игроков и технико-тактическим навыкам тренера. Командный дух чрезвычайно важен, как топливо для автомобиля. Следствием стремления и понимания становятся качественное взаимодействие и рост уверенности в себе.

Вслед за командой идет игра – это мотор автомобиля или сюжет фильма. Игра может быть ровно такой же, как сюжет: страшной, удовлетворительной, отличной. Она зависит от таланта, умений, ясности задачи, чувствительности и интуиции тренера. Футболисты воплощают его идеи, они не могут сделать из плохого сюжета хороший фильм. В команде, которая плохо играет, ужасными кажутся даже лучшие игроки. Пример – Реал сезона 2005/2006, в котором было много обладателей Золотого мяча, но который, по словам Ди Стефано, был некрасивым и скучным.  Правильный план тренировок, выбор наиболее подходящих упражнений для реализации теории чрезвычайно важны. Все ошибки, которые не исправляются на тренировках, становятся препятствием на пути к лучшей игре.

Чувствительность и ясность тренера играют огромную роль. Чувствительность нельзя скопировать, в отличие от упражнений.

Многие тренеры воспринимают свою роль иначе, но я говорю исключительно о себе. Конечно, я не думаю, что это единственный правильный путь. Но я всегда верил, что футбол рождается в голове, а не в ногах. Я восклицал: «Разве можно что-то родить ногами?». Представьте, что кто-то говорит – он «думает ногами»! Над ногами работать проще и легче, чем развить разум и интеллект.

Я никогда не отрекался от нашей футбольной истории, напротив подчеркивал, что она важна, обучая игроков практически мистическому таинству концентрации, внимательности и жажды победы. Все эти качества необходимы для воспитания боевого духа, стремления выжать максимум из малого. Но я никогда не мог представить, что, отдав инициативу сопернику, наши футболисты будут развивать свою технику, фантазию и самооценку. Где бы я ни тренировал, я пытался придать командам узнаваемый стиль – от любителей до полупрофессионалов, от молодежи до Серии Б и А. Точно так же было и в сборной и в молодежных сборных с 2010-го по 2014-й год. Я не обращал внимания на сильные стороны отдельных футболистов и работал над командной игрой, ведь именно она позволяет доминировать. И у меня получалось, ведь я ни разу не был уволен, а мои команды никогда не вылетали.

Чтобы добиться этого, повторюсь, я делал ставку на команду и игру. Я всегда предпочитал молодые полные энтузиазма команды, потому что юность – синоним желания работать и учиться. Пусть наша молодежь, как правило, и не была готова к моим методам, а воспитывалась на принципах защитного трусливого и пессимистичного футбола.

Команды, которые я тренировал, всегда владели инициативой, они задавали тон. Именно это так впечатлило Берлускони, когда Парма из Серии Б встретилась с великим Миланом.

Футболисты Милана – точно так же, как до них игроки Фузиньяно, Альфонзине, Белларии, примавер Чезены и Фиорентины, Римини и Пармы – поняли, что могут прогрессировать и добиваться успеха благодаря командной игре. Я считал футболистов Милана лучшими в мире, но только в игре они реализовывались полностью! Они становились еще лучше! В предыдущем чемпионате россонери были пятыми, на равных с Сампдорией, и пропустили 21 гол.

В основе моей команды, которая выиграла чемпионат 1987/1988, было только три новичка: Коломбо из вылетевшего Удинезе, Анчелотти и Гуллит. Великий Ван Бастен постоянно травмировался и сыграл лишь три полных матча. Защита осталась прежней: Джованни Галли, Тассотти, Филиппо Галли, Барези и Мальдини. Но на этот раз они пропустили не 21 гол, а 12. А на самом деле 10 – в матче с Ромой нам было засчитано техническое поражение 0:2.

Новые методы занятий касались игры без мяча и зонального прессинга, который полностью изменил итальянский футбол, ведь раньше все использовали персональную опеку, играли с либеро и были нацелены на разрушение, а не на созидание. Это был трусливый футбол, игроки жались к своей штрафной, боялись встретить соперника далеко от ворот. Они надеялись на контратаки, какой-нибудь трюк от десятого номера или ошибку оппонента.

Мой футбол был активным даже без мяча – игроки контролировали ситуацию благодаря прессингу. Ориентиры тоже были другими. В Италии привыкли фокусироваться на сопернике, матч превращался в множество противостояний один на один. В моем футболе на первом месте мяч, затем одноклубник, а потом уже соперник. Я строил коллективную защиту, мы использовали персональную или зональную опеку по ситуации. Интеллект, внимательность, правильное расположение на поле и умение сделать правильный выбор ­– базовые понятия. Случаи борьбы один в один необходимо свести к минимуму, действовать линиями – слаженно и синхронно. 11 человек всегда сильнее одного. На тренировках мы 10-15 минут играли двумя командами: в одной был вратарь и четыре защитника, а в другой – 11 футболистов, Ван Бастен, Гуллит, Донадони, Массаро, Анчелотти, Райкаард, все полузащитники и нападающие. И эти 11 очень редко забивали. Ван Бастен постоянно заключал со мной пари, проигрывал и платил за шампанское, а я говорил ему: «Лучше пять организованных игроков, чем 11 без понимания принципов игры».

Также мы работали над прессингом, о котором в Италии практически никто не знал. Прессинг требует компактности и организованности, выверенных движений, быстрого принятия решений и использования диагоналей, чтобы разогнать атаку. Непросто было приучить футболистов, которые привыкли бежать назад, двигаться вперед. Игроки движутся вперед только в том случае, если четко знают, что делать. Нашей целью было численное преимущество в момент, когда мяч оказывался у нас.

Продолжение следует.

Источник: campeones.ua

Перевод и адаптация: Юрий Шевченко

Понравился материал? Поделитесь ссылкой с друзьями!
Смотрите также
Комментарии (0)

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.