Дорогой Карлетто. Глава 18. «Король Англии и Рождественская ёлка»
Мой второй сезон в «Милане» был сплошным праздником. Но даже в Рождество я работал садовником. Подрезал тут, поливал там, и, в конце концов, у меня получилось что-то фантастическое – схема «Рождественская елка». Вратарь, четыре защитника, три полузащитника, два треквартисты и нападающий. Если расставить их на поле, то действительно похоже на елку. Мячи и шарики входят в цену, гирлянды – за дополнительную плату.
Все получилось случайно. К нам пришли Кларенс Зеедорф, Дарио Шимич и Ривалдо. После квалификации Лиги чемпионов (мы прошли «Слован») добавился Алессандро Неста. Шевченко был травмирован, но Ривалдо, Руй Кошта, Зеедорф и Пирло должны были играть. Этого требовала философия клуба, президент хотел видеть красивую игру.
Мне очень помог Пирло: «Я могу попробовать сыграть перед защитой. Уже так делал при Маццоне, получилось хорошо». От одного Карлетто к другому. Я был настроен скептично: боялся, что у Андреа могут возникнуть проблемы, что он замедлит команду, ведь любит держать мяч. Не верил в этот эксперимент, но дал ему шанс на Трофее Берлускони. Андреа ошеломил меня. У него все получалось так просто. Пирло стал лучшим в мире, уникальным. Я – не дурак, но он оставил меня в дураках.
Превращение «Милана» случилось в Ла Корунье. У «Депортиво» игру строили два полузащитника, мне нужно было насытить центр поля, поэтому я попросил Ривалдо и Руя Кошту чаще садиться глубже. Индзаги остался впереди сам и сделал хет-трик. Соперники ничего не поняли, они не знали, кто должен играть против Ривалдо и Кошты – полузащитник или защитник. В их обороне открывались огромные дыры, и мы этим пользовались – 4:0. Мы были великолепны, в еврокубках у нас началась победная серия. Мы обыграли «Баварию» в Мюнхене и «Боруссию» в Дортмунде – Германия оказалась у наших ног. Я был горд стать Дедом Морозом и раздавать подарки из своего мешка. Мы были рождественской командой, всегда готовой к празднику. Но это был праздник только для нас, а не для наших соперников.
Я горжусь своей находкой. Нашей схемой восхищались даже в Англии, назвали ее Christmas Tree. Красиво звучит, мне нравится. Она помогла нам выиграть Лигу чемпионов, хотя без везения не обошлось. Мы почти вылетели от «Аякса» в четвертьфинале – спаслись благодаря голу Томассона на последней минуте. 3:2, все на «Сан Сиро» – в полуфинале нас ждал «Интер».
В чемпионате 2002/03 нам не хватало уверенности в себе, но оставалась Лига чемпионов. Давление накануне встречи с «Интером» было огромное, скамейка подо мной снова начала шататься. Наконец-то я чувствовал себя на пике, привычное жжение в ягодицах помогало мне сосредоточиться. У нас были проблемы с физикой, я попросил команду действовать осторожно. Задача – не пропустить. Я даже написал об этом на листках, которые раздавал во время собрания перед игрой: «Держите мяч, но без фанатизма. Играйте в два касания, глубоко, за линией их полузащиты. И еще раз: «Не спешите, все участвуйте в организации игры, даже нападающие. Выжидайте момент для контратак. Спокойно, будьте уверены в себе и в наших идеях».
Я старомоден, до сих пор пишу от руки, в том числе и записки футболистам. Это добавляет процессу человечности, любовные записки не набирают на компьютере. Матч закончился нулевой ничьей, я был доволен. Мы получили небольшое преимущество перед ответной игрой. Я снова взялся за ручку и бумагу, подготовился к еще одной встрече с «Интером» и среди технико-тактических указаний добавил одно от чистого сердца: «Этот матч определит всю нашу работу, все наши жертвы. Мы должны быть довольны, что этот момент настал». Я написал это в самом конце, перед схемой опеки: Костакурта – Ди Бьяджо, Неста – Креспо, Мальдини – Матерацци, Каладзе – Коко, Индзаги – Кордоба, Шевченко – Каннаваро. Черным по белому я также указал наш список пенальтистов, потому что всякое случается: Пирло, Руй Кошта, Зеедорф, Индзаги, Костакурта, Шевченко, Неста, Мальдини, Каладзе, Гаттузо. До 11-метровых не дошло, хватило ничьей 1:1. Последние семь минут, после того, как Мартинс сравнял счет, были самыми долгими в моей жизни. Они никак не заканчивались, сердце выпрыгивало из груди. Возможно, у меня случился инфаркта, но я не заметил. Но все прошло. И мы прошли дальше.
Олд Траффорд, мы идем. В Театры Мечты, против «Ювентуса». Сумасшедший финал.
В такие моменты я полагаюсь на два принципа: понятность и сосредоточенность. За несколько дней перед матчем вместо привычного собрания я организовал просмотр фильма. Показал парням отрывок из «Каждое воскресенье», где Аль Пачино играет тренера команды по американскому футболу и выдает невероятно яркую речь перед решающей игрой: «В этой игре все решают сантиметры, и мы будем драться за каждый сантиметр. Сумма этих сантиметров – и есть разница между победой и поражением. Мы либо победим всей командой, либо умрем по одиночке!». До мурашек. Я пошел дальше – записал DVD c нашими матчами на пути в Манчестер. Музыка, празднования, голы. Мы стремились к вершине. Когда зажегся свет, я говорил мало: «Не хватает только одного». Я сам себя номинировал бы на Оскар за лучший сценарий.
Последнее собрание прошло уже перед самим матчем. Все футболисты были в спортивных костюмах, а один из присутствующих оделся лучше других. Сильвио Берлускони сидел среди игроков, он хотел быть причастным. Его появление поразило меня. Я раздал листки со схемами, он тоже попросил один (в книге Бруно Веспы Берлускони выдал их за свои – ну и ладно, президент очень помогал нам перед важными матчами, заряжал энергией). Берлускони слушал указания команде, и можно было подумать, что он собирается на поле – естественно, в стартовом составе. Я переживал, боялся сморозить какую-то глупость. В конце спросил: «Президент, как все прошло?».
«Отлично, Карло, мне понравилось. Вот увидишь – мы победим». Так и случилось. Мы использовали слегка замаскированную Рождественскую елку, я бы назвал эту схему «грязными 4-4-2», с Коштой справа и Зеедорфом слева, которые много перемещались по всему полю. Мы стали победителями Лиги чемпионов благодаря удару с пенальти. Подобрать пенальтистов было не так просто, как вы думаете. Странная компания: Сержиньо, Зеедорф, Каладзе, Неста, Шевченко. Индзаги куда-то пропал, мы не могли его найти. Я поставил его шестым, но Пиппо не пригодился. Решающий удар нанес Шевченко. Невероятно, но у «Ювентуса» пятерка была еще более странной: Трезеге, Биринделли, Салайета, Монтеро и Дель Пьеро. Перед ударом Шевченко я подумал: «Сейчас мы победим». Спустя секунду – я никогда не забуду это мгновение – я посмотрел на трибуну болельщиков «Ювентуса», они застыли на месте. Казались постером, и мне хотелось снять этот постер со стены и забрать домой. К сожалению, не нашлось бы такой большой стены. Дорогие фаны «Ювентуса», большой вам привет от вечного второго. Какое невероятное наслаждение.
В четыре утра я доедал вторую тарелку пасты аматричана, которую приготовил наш повар Оскар Базини. В пять мы все были в отеле, абсолютно пьяные от пива. Начали играть в футбол на поле для гольфа. Работники отеля были в ужасе – хотели выгнать нас, но не могли. Мы выиграли Лигу чемпионов, стали королями Европы, а значит – на один вечер – и Манчестера. Мы не хотели показаться грубыми – даже сняли обувь, чтобы не испортить газон. Не получилось. Даже босый Гаттузо – это бульдозер. Он уничтожал вокруг себя все, даже лунки для гольфа. А Галлиани забрал Кубок к себе в номер и лег с ним спать. Бедный Кубок…
Перевод и адаптация: Юрий Шевченко
Предыдущие главы: Карло Анчелотти «Preferisco la Coppa»
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.