Серия А, «Бриантео»
Монца 0-1 Милан
2 ноября 2024
Лига Чемпионов, «Сантьяго Бернабеу»
Реал Мадрид 1-3 Милан
5 ноября 2024
Серия А, «Сардиния Арена»
Кальяри 3-3 Милан
9 ноября 2024
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Ювентус
23 ноября 2024, 20:00 МСК
Лига Чемпионов, «Национальный»
Слован Братислава — Милан
26 ноября 2024, 20:45 МСК
новости обсуждение превью Live
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Эмполи
30 ноября 2024, 20:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Статьи и материалы

Нерео Рокко: мастер итальянского футбола

2 июля 2019, 14:22
1904
Источник: gentlemanultra.com
Перевод и адаптация: Алексей Сергунин

nereo-rocco-

Спокойным майским днем 1979 года «Милан» прибрал к своим рукам 10-й чемпионский титул. Обыденной ничьи против «Болоньи» (0:0) хватило для того, чтобы парни Нильса Лидхольма стали недосягаемыми для «Перуджи», и гарантировали появление на своих футболках на будущий сезон звезды, символизирующей завоевание десяти «скудетто».

Когда Джанни Ривера и его товарищи праздновали победу, совершая круг почета по «Сан-Сиро», их мысли были об ушедшем четыре месяца назад из жизни Нерео Рокко, для которого погоня за «звездой» являлась личной навязчивой идеей.

В славной истории «Милана» и всего итальянского футбола едва ли найдутся люди, оказавшие столь значимое влияние, как Эль Парон. Рокко не только привел клуб к двум победам в Кубке чемпионов, он стал основоположником знаменитого Катеначчо, оборонительной схемы игры, которая с того времени и до сих пор ассоциируется по всему миру с итальянским футболом. «Мои команды играют Катеначчо, остальные действуют лишь в осторожном стиле», - так Рокко чаще всего реагировал на вопрос о его философии игры. Родившись в Триесте в 1912-м году, он на всю жизнь сохранил особые чувства к городу, из-за чего всю жизнь говорил на местном диалекте. На протяжении двух десятилетий острый как бритва юмор Рокко и его диалект обеспечивали неповторимую ауру кальчо.

По странной иронии судьбы одна из самых узнаваемых в итальянском футболе фамилий появилась на свет в результате ошибки. В 1925 году фамилия его семьи звучала как Рок, но ее пришлось изменить, так как при фашистском режиме только граждане с итальянской фамилией имели право занимать определенные рабочие места. Изначально он должен был стать Рокки, но из-за допущенной в местном совете ошибки превратился в Рокко.

После достойной, но не особо выдающейся карьеры игрока в родной «Триестине», вместившей в себя один матч за «Скуадру адзурру», он перебрался в «Наполи», оттуда в «Падову»  и, наконец, вернулся домой, чтобы начать тренерскую карьеру. С Эль Пароном у руля «Триестина» завершила сезон-1947/48 на втором месте, уступив лишь великолепному «Торино», после чего дважды кряду финишировала восьмой.

Саркастическое увольнение из «Триестины» обернулось переездом в «Тревизо», но семена того, что впоследствии назовут тактической революцией, уже были посеяны. В то время как «Торино» и другие гранды серии А взяли на вооружение ноу-хау наставника лондонского «Арсенала» Герберта Чепмена (дубль-вэ, 3-2-5), Рокко последовал за Джузеппе Виани, который предложил амплуа либеро позади трех центральных защитников.

С этой схемой Виани выиграл чемпионский титул с «Салернитаной» в серии В в сезоне-1946/47, и Рокко быстро признал, что тактика его коллеги оказалась грозным оружием для маленьких команд.

Однако, оборонительная философия Рокко была отнюдь не результатом переживаемого им тактического кризиса. Она оказалась пониманием необходимости того, что нужно максимально увеличить силу своей команды и держаться подальше от суицидальной идеи идти нога в ногу с топовыми клубами лиги. 

Однажды, незадолго до стартового свистка журналист обратился к Рокко с фразой «Пусть победит лучшая команда». Последовал краткий и честный ответ: «Надеюсь, что нет».

Он часто описывал свою философию как «футбол с хлебом и салями». К этой теме в 1980-90-е годы вернулся экс-наставник «Торино» Эмилиано Мондонико, сделав акцент на простоте подхода.

rocco-brera

«Он тренирует с гениальным прагматизмом, - отмечал гуру итальянской журналистики Джанни Брера, у которого сложились особые отношения с Рокко. – В то время как средний итальянский тренер просто полагается на бледную имитацию футбола, предлагаемого в Англии, Рокко развивает его и добавляет новшества».

После довольного скучного пребывания в «Тревизо», Рокко вернулся в «Триестину», но постоянные разногласия с боссами вынудили его уже через год отправиться в «Падову». В то время как «бьянкоскудати» томились внизу турнирной таблицы серии В, Рокко сначала уберег их от вылета, а затем вывел в серию А.

«Падова» была небогатым клубом, но он сделал несколько хитрых приобретений, в число которых вошел игрок сборной Швеции Курт Хамрин, забракованный «Ювентусом».

«Аппиани» быстро превратился в кладбище для гораздо более именитых соперников, в том числе и для могущественного «Ювентуса» с Джоном Чарльзом и Омаром Сивори в составе. Нехватку таланта в «Падове» с лихвой компенсировал подход «без излишеств» от Рокко.

Тех, кого сегодня называют мастерами мотивации, раньше были просто людьми со здравым смыслом.

В то время как финансовые ограничения не позволяли «Падове» выступить лучше, чем она смогла в сезоне-1957/58, заняв третье место, траектория его карьеры пошла вверх. И когда в 1961-м году его позвали в «Милан», Эль Парон не раздумывал долго. И хотя репутация приверженца оборонительного футбола пришла на «Сан-Сиро» раньше него, в своем первом сезоне в клубе вдобавок к чемпионскому титулу «россонери» наделали немало шуму, за счет 83-х голов в 34-х матчах.

Безжалостный на поле и вне его, он решил отправить домой в Британию Джимми Гривза, где он впоследствии станет легендой «шпор», уже после 12-ти проведенных матчей. Рокко не тратил время впустую, оперативно подыскав замену в лице Дино Сани из «Бока Хуниорс». «Он выглядит старше меня», - пошутил Рокко, встречая Сани в Милане.

С заменой Гривза на бразильца, «Милан» Рокко начал медленно набирать обороты, одержав в следующем сезоне историческую для итальянского футбола победу – первую в Кубке чемпионов, одолев в финале на «Уэмбли» «Бенфику».

«Кто не настоящие мужики, могут оставаться на своих местах», - обратился к парням Нерео Рокко, когда самолет шел на посадку в Лондоне. Как правило, настоящие мужики встают и выходят. Так просто и незамысловато Рокко настроил команду на матч, прогнав из их сознания мысли о его исторической значимости.

«Бенфика» вела в счете до того, как два гола Жозе Альтафини после перерыва обеспечили «россонери» первый из семи Кубков чемпионов. Восход «Милана» оказался финишной чертой для первого периода пребывания Рокко в клубе перед тем, как триестинец перебрался в «Торино».

За четыре сезона, проведенных рядом с Моле Антонеллиана, Рокко так и не смог поднять трофей над головой, но добился для клуба лучшего результата в чемпионате после трагического окончания двумя десятилетиями ранее эпохи «Гранд Торино».

В начале сезона-1967/68 Эль Парон вернулся на «Сан-Сиро», выиграл второй «скудетто» и подняв над головой Кубок обладателей кубков, возобновив соперничество с наставником «Интера» Эленио Эррерой.

Как и Рокко, Эррера, который приведет свою команду к европейскому триумфу в следующем после бенефиса «Милана» на «Уэмбли» сезоне, может называть себя основоположником Катеначчо. Однако на этом всё сходство между Эль Пароном и Волшебником одновременно начинаются и заканчиваются. Последний был очень скрытен, а первый имел обыкновение регулярно выпивать с журналистами. Эррера казался изощренным, Рокко выглядел более приземленным, а вместе с этим и намного откровеннее.

«Тот идиот, который называет себя Волшебником, - однажды заявил он, - хорош лишь тем, что дает другим идиотам (журналистам) что-то писать».

helenio-herrera-e-nereo-rocco-1967-68_orig

Но как только он позволил своей раздраженной маске соскользнуть, то оказался в числе первых, кто выказал уважение оппоненту в центре Милана. В следующем сезоне, вдохновленный Риверой, истинным «золотым мальчиком», «Милан» дошел еще до одного финала Кубка чемпионов. Расправившись по пути с победителями двух предыдущих розыгрышей «Селтиком» и «Манчестер Юнайтед» соответственно, «россонери» попали на «Аякс» Ринуса Михелса.

Финал полностью соответствовал своему заранее озвученному противостоянию двух культур – миланского Катеначчо и голландского тотального футбола. Рокко бросил вызов тем, кто призывал его отойти от излюбленной системы и нейтрализовать Йохана Кройфа, убеждая парней, что только его тактика принесет успех. «Бейте все, что движется и будет очень плохо, если вы ударите по мячу», - так он настраивал своих подопечных, призывая «пометить их («Аякса») полузащитников по дороге из раздевалки в туалет».

«Милан» разгромил «Аякс» благодаря хет-трику Пьеро «Пьерино» Прати и голу Анжело Сормани со счетом 4:1, обеспечив себе вторую европейскую корону.

В последующие четыре сезона Рокко поднимет над головой еще один Кубок обладателей кубков и Кубок Италии, прежде чем уйдет в отставку в 1973-м году. В том же году он отверг предложение Федерико Феллини сняться в «Амаркорде», которому впоследствии был вручен «Оскар» как лучшему иностранному фильму.

Рокко не нужен был экран, потому что он был актером в повседневной жизни. Он бесподобно реагировал на замечания персон, ставивших под сомнение его тактику, фразой: «Это было решение миссис Рокко, а не мое».

Проведя сезон в «Фиорентине», он в 1977-м году в последний раз вернулся на «Сан-Сиро», получив пост технического директора наряду с Нильсом Лидхольмом. Менее чем через два года жизнь, длившаяся исключительно благодаря моральным и физическим усилиям его семьи, окончилась в его родном городе.

Столь неординарный человек не мог скулить, и он этого не делал. Лежа на больничной койке, Рокко задал сыну вопрос, который задавал множество раз во время карьеры.

«Сколько еще осталось, Тито?»

Эль Парон вел себя как футбольный человек до самого конца.

Понравился материал? Поделитесь ссылкой с друзьями!
Смотрите также
Комментарии (0)

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.