«Ювентус» — «Милан». Канатоходцы
Воскресный матч в Турине получился одновременно похожим и непохожим на поединок этих же команд на этом же стадионе минувшей весной. Непохожесть лежит на поверхности: совсем другая плотность и, как следствие, гораздо более открытый характер игры, неимоверное для большого матча количество ошибок, и даже тактические построения соперников. А из общего было непрерывное нервное напряжение и зыбкое равновесие на протяжении большей части матча. Как и в апреле, игра шла до решающего нажима (не удара, а именно нажима), после которого чаша весов методично склонялась в сторону хозяев. Болельщикам «Милана» такие поражения в Турине уже надоели, ведь сюда же можно добавить и два последних вылета из Кубка Италии, состоявшихся именно на «Ювентус Стэдиум». Во всех этих матчах «красно-черные» достойно сражались со Старой Синьорой, играли вроде бы неплохо, но им неизменно чего-то (казалось, совсем чуть-чуть) не хватало. Это чуть-чуть отыскивалось у «Ювентуса», который дожидался момента, чтобы аккуратно сделать тот самый решающий нажим.
Существует мнение, что слишком быстрый гол идет во вред команде, его забившей. Объясняется это большим соблазном отступить от первоначального плана на игру в пользу оборонительного футбола (если, конечно, команда сразу не собиралась окапываться у своих ворот). Примеров, подтверждающих такую гипотезу, можно найти очень много. Действительно, легко поведя в счете, команды часто спешат закрыться, а потом, когда сопернику удается отыграться, а то и выйти вперед, оказываются уже не готовы навязать свою игру.
Для «Милана», с его далеко не безупречной обороной, прижиматься к своим воротам было смерти подобно. «Россонери» и не спешили этого делать, хотя в определенные моменты хозяева их вынуждали. Аллегри выбрал расстановку с треквартистой, которого должен был сыграть Монтоливо. Важная роль отводилась Риккардо не только при ведении игры, но и при организации первого эшелона обороны. На первых минутах он действовал подчеркнуто высоко при прессинге, который «Милан» пытался устроить на чужой половине. Не сказать, что получалось очень хорошо, потому что за первой линией сопротивления часто образовывались дыры, которые туринцы пролетали за секунду. Благо очередной классный матч выдал Де Йонг, да и Мунтари с Ночерино были мобильны и напористы. Но под нападающими Монтоливо играл совсем недолго. Ход игры заставил его спускаться вниз.
Классические 3-5-2 от Конте тоже отталкивались от прессинга у чужой штрафной, причем участие в нем принимали и нападающие, и фланговые полузащитники, и Маркизио с Видалем. Этот прессинг заодно подчеркнул ставку Аллегри: игра низом несмотря ни на что. Так играть «Милан» стал с лета, с самых первых товарищеских матчей. В воскресенье это было видно невооруженным взглядом. Как бы ни были зажаты игроки гостей, как бы ни соотносилось количество игроков на определенных участках поля, «россонери» упорно старались играть в пас, причем исключительно низом. Выбор такой манеры действий наглядно объяснялся в те редкие моменты, когда игроки «Милана» делали длинные забросы на чужую половину: зацепиться за мяч удалось только один раз.
Нападающие Матри и Робиньо оказались напрочь отрезаны от средней линии. Лишь однажды они скомбинировали, причем с непривычным распределением ролей: итальянец отдал разрезающий пас, а бразилец выскочил на удар. В остальном оба растворялись в защитных построениях «бьянконери», получив после матча свои заслуженные пятерки от La Gazzetta dello Sport.
Но вернемся к игре в пас. «Милану» действительно иногда удавалось за счет хорошего движения и быстрых передач умело выходить из-под прессинга, но все дело в том, что за этим выходом, как правило, не было продолжения. Во первых, для того, чтобы увести мяч от своей штрафной, приходилось создавать численное преимущество – именно для этого и спускался вниз Монтоливо, который действовал ближе к правому флангу Ночерино. А при доставке мяча в центр поля или на чужую половину неизменно возникал дефицит адресов. Разумеется, ликвидировать его приходилось за счет подтягивания сил из тылов, но полузащитный кулак «Ювентуса» к этому времени уже успевал сжаться. А во-вторых, «красно-черные» ошибались в передачах.
«Милан» вышел на этот матч словно канатаходец без страховки. Когда балансировать получалось, «красно-черные» перебирались поближе к чужой штрафной. Но похвальное стремление контролировать мяч во что бы то ни стало подразумевает безупречность исполнения. Одна оплошность – и все рискует рухнуть. При таком ливне, что обрушился на Турин в воскресенье вечером, вероятность ошибки возрастала многократно. И все это при том, что подобный выход из обороны является очень энергозатратным. Пять, семь, десять точных пасов могли отдать игроки «Милана» на своей половине, но стоило потерять мяч, как «Ювентус» стремительно разгонял контратаки, при которых игрокам в черно-белой форме было куда бежать.
Две такие ошибки привели к голам. Оба раза мяч терял Монтоливо, но во втором случае следует упрекнуть в неаккуратном пасе Сапату, который этой неаккуратностью грешил весь матч, да и, чего уж там, весь текущий сезон.
Графическое изображение зон, в которых действовали футболисты, иллюстрирует вышесказанное (см. ниже). Слева изображены игроки «Ювентуса», справа – «Милана». Сразу пять подопечных Конте провели большую часть матча на чужой половине поля. Это при том, что по итогу мячом больше владел все-таки «Милан». Азамоа (22) играл гораздо выше Падоина (20), напрягая миланский правый фланг. Отсюда и смещения Монтоливо (18) именно в эту зону с целью помочь Ночерино (23) и Абате (20). Во втором тайме Ночерино действовал гораздо глубже, там «Ювентус» уже постепенно поджимал. А вот Мунтари (4) успевал и здорово работать в отборе, не уступая традиционно сильному в этом компоненте Де Йонгу, и помогать по мере возможностей впереди. Дубль полузащитника-разрушителя – это само по себе событие, и жаль, что оно пришлось на проигранный матч. Ближе к левому флангу пытались найти счастье (и мяч) Робиньо с Матри, но об их единственном стоящем моменте мы уже говорили.
Обратите внимание на коридор между миланскими номерами 18-34-5 и 7-4-21. И посмотрите на расположение 10-23-27 у «Ювентуса». Весь первый тайм нападающие хозяев исправно бежали в эту зону (ближе к левому флангу защиты «Милана») и получали там мяч. В эти моменты, как правило, у штрафной наблюдалось численное равенство футболистов обеих команд.
К середине второго тайма «Милан» продолжал балансировать, не теряя шансов на итоговый успех. Хотя становилось все тяжелее, поскольку Старая Синьора начинала поддавливать. Раскачивать миланский канат из стороны в сторону Конте решил заменами. Сначала выпустил на правый фланг Погба, который там появляется только по ситуации. Но в итоге свежий француз начисто переиграл Констана, обеспечив серьезное давление на фланге. Впрочем, вспомним, что именно Погба накрыли игроки «Милана» при своем втором взятии ворот. Еще одной заменой стал Джовинко, чья мобильность пришлась кстати для Конте в условиях бодания в центре поля.
Аллегри замен не делал. Должно быть, боялся нарушить равновесие. Ведь вопрос состоял, в первую очередь, не в том, кого выпускать, а кого менять. Пока тренер думал, «Милан» пропустил, остался в меньшинстве и снова пропустил. Именно в эти семь-восемь минут хозяева и заставили «красно-черных» сорваться вниз. Выжав на этом отрезке максимум, «Ювентус» сделал игру. Хотя нужно отдать должное характеру красно-черных, которые все-таки бились до конца и даже могли вырвать ничью после углового на последней минуте. Но никакой организованности при этом не было, хотя торопливые замены Аллегри сделал.
Приложил руку к раскачиванию каната и судья Рокки, отработавший крайне слабо и давший по ходу матча повод для возмущения обеим сторонам. В первом тайме он дважды настолько верил Тевесу, что доставал из кармана желтую карточку. Один из тех эпизодов закончился голом Пирло со штрафного. Затем не стал наказывать Констана за глупое движение рукой в своей штрафной при забеге все с тем же Тевесом. Не дав пенальти, судья (точнее, уже судьи) тут же не увидел и игру рукой упавшего аргентинца. Во втором тайме непоследовательность решений продолжилась странным выбором наказаний за равнозначные нарушения. Но представители «Милана» подчеркнуто отказываются говорить на тему судейства, поэтому не будем раздувать ее и мы.
А вот о чем поговорить стоит, так это о недисциплинированности игроков в красно-черной форме. Проявляется она в той или иной форме в каждом матче. На этот раз больше остальных отличились Мексес и Констан. Француз вдогонку к красной карточке схлопотал еще и трехматчевую дисквалификацию, приняв эстафету от Балотелли. Поводов хватало: и судье якобы что-то сказал, и Кьеллини по затылку врезал. И тут же вспоминается похожий удар по печени Борриелло в матче двухлетней давности. Тогда Филиппу тоже дали три матча штрафа. И добавим эпизод из дебюта: когда Куальярелла бил из убойной позиции, защитник «Милана» вместо того, чтобы бежать за оппонентом, старательно поднимал руку вверх, глядя не на мяч, а на судью.
Что касается Констана, то он совершенно неумело вел себя при единоборствах. Имея желтую карточку, защитник то и дело норовил толкнуть соперника, а то и броситься в излишне агрессивный отбор мяча. Про эпизод с вытянутой рукой мы уже упоминали. А еще в собственной штрафной Кевин отчаянно лупил по чужим ногам сзади, благо ноги эти устояли. Констан вполне мог не доиграть эту встречу до конца. Подобные действия раньше были характерны для Боатенга: момент вроде бы заигран, но в конце надо все равно толкнуть чужого игрока. Зачем? Все эти вещи могли бы пройти незамеченными не угоди «Милан» в откровенную яму. Сейчас, когда каждое очко дается с огромным трудом (чаще не дается), и каждую неделю преследуют травмы, такое поведение недопустимо.
Лично Аллегри сейчас тоже словно ходит по канату. Шажочек-другой, еще один. Вроде бы где-то там далеко есть конкретная цель, но идти все страшнее, а ветер все сильнее. Может и сдуть. Хотя вряд ли сдует до конца сезона. К Рождеству тренер обещал подтянуться в турнирной таблице. Остается надеяться, что это не слова на ветер.
Автор: Даниил Лабыч
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.