Троттер (Piazza Doria)
1900-1903
«Где играть? На старом «Троттере», на площади Андреа Дория, где позже будет расположен Центральный вокзал Милана. Но в те времена «Троттер» был расположен за пределами города, это было уникальное поле – несколькими мазками извести чертился прямоугольник, а трибуны, раздевалки отсутствовали. Ворота имелись, но без сетки. Те, кто приезжал не в спортивной форме (штаны ниже колен, широкая рубаха, велосипедная кепка, гетры, в которых икры казались окороками), могли переодеться в подвале дома Пирелли, на виа Понте Севезо, или в углу, сразу за пределами поля. В футболках стали играть только через несколько лет.
Публика, которая «болела за команды», состояла из солидных синьоров с тростями, в котелках или соломенных шляпах и плотных темных костюмах, даже летом. Но были и болельщицы, в шляпках и с вуалями, длинных платьях с кружевами и лентами, скрывающиеся от солнца под зонтами. За вход никто не платил, ведь это не было предусмотрено, а все траты делились между членами правления. На матче «Милана» и «Дженоа» был установлен рекорд посещаемости – 500 человек, ни один из которых не скрылся от проклятого дождя».
(«Гранды итальянского футбола: «Милан», 1973)
Аквабелла (Corso Indipendenza)
1903-1905
«Игроки «Милана» оправдывались печальным состоянием поля «Троттера». Это действительно было проблемой. К тому же, план реконструкции города предусматривал закрытие «Троттера» и постройку на его месте новой железнодорожной станции. Пьеро Пирелли старался найти решение больше всех и наконец нашел поле, которое находилось в Аквабелле, около современной Пьяццале Суза. Особых дополнительных работ не требовалось: поле, по словам Улиссе Баруффини, «было достаточно большим и покрыто изумительной травой».
Публика наслаждалась видом, располагаясь на сформированной природой трибуне, которую образовывали «пара возвышенностей в поле». Игровое поле было ограничено веревками, привязанными к крепко вкопанным штангам. За билеты тогда еще не платили, но появилась аренда стульев для тех, кто хотел смотреть футбол в комфорте. О сетках на воротах никто и не думал».
Первый матч на новом поле состоялся 15 марта 1903 года, в товарищеской игре «Милан» и «Дженоа» разошлись миром – 0:0.
(«Гранды итальянского футбола: «Милан», 1973)
Поле в Порта Монфорте
(затем поле Виа Фрателли Брондзетти)
1906-1914
«Из поля в Аквабелле на поле Виа Фрателли Брондзетти, которое Баруффини описывал так: «Это было большое поле, с одной стороны ограниченное оросительным каналом и стеной заброшенного кладбища, а с другой – дощатым забором. Около входа была билетная касса, а вокруг поля быстро выросла красивая вместительная трибуна из дерева. Это поле вошло не только в историю «Милана», но и всего итальянского футбола. Ведь седьмого января 1906 года, к матчу между «Миланом» и «Унионе Спортива Миланезе», впервые на ворота были установлены сетки».
(«Гранды итальянского футбола: «Милан», 1973).
На этом поле «Милан» играл с седьмого января 1906 и оно носило название «Поле «Милана» ди Порта Монфорте». Вход был с Виа Соттокорно, к северу от кладбища. Через два года вход перенесли на Виа Фрателли Брондзетти (на рисунке обозначено зеленым) и поле получило новое имя.
Как видно по картинке, Виа Фрателли Брондзетти идет с севера на юг. Местоположение поля отмечено синим.
(Стефано «Потси» Поццоне)
Велодром Семпионе (Виа Арома)
1914-1920
«В 1914 году «Милан» снова сменил поле, переехав на Виа Арона, на «Новое спортивное поле «Милана», которое совмещало футбольный стадион и велодром. Тут было две крытые деревянные трибуны и две курвы из цемента. Открытие состоялось 31 мая 1914 в матче «Милана» и «Феникса» из Карслруэ, закончившегося ничьей 3:3».
(«Гранды итальянского футбола: «Милан», 1973)
Поле Пирелли (район Бикокка)
Сентябрь-ноябрь 1919
«В 1919 в «Милане» поняли, что извлечь выгоду из поля на Виа Арони невозможно, и президент предложил использовать поле спортивный группы Пирелли в Бикокке. Там «Милан» провел – и выиграл – плей-офф чемпионата 1919/1920. К финальному этапу было готово новое поле, работу над которым курировал непосредственно вице-президент Лаведзари».
(«Добрый вечер, старый «Милан», 1968)
Бульвар Ломбардия
1920-1926
Новое поле на Бульваре Ломбардия оснащено большой трибуной с сидениями вместительной бетонной трибуной, домиком для руководства и раздевалками. Поля, на которое были большие планы (тут должны были состояться матчи сборной с Швецией, Бельгией, Германией, Испанией и Венгрией ), быстро оказалось недостаточно для болельщиков, число которых резко увеличилось после войны. Таким образом, стало понятно, что «Милану» нужно переезжать на большой стадион.
(«Добрый вечер, старый «Милан», 1968)
Муниципальная Арена (Парк Семпионе)
Поле «Амброзианы», на котором «Милан» периодически играл
(1908-1912, 1914, 1941-1950,1955-1960)
Первый наполеоновский проект Арены был разработан Луиджи Каноникой в далеком 1805-м году, чтобы в городе появилось место для праздников и спектаклей. Строительство амфитеатра началось в 1806-м и закончилось в 1827-м. Арена на Форо Бонапарте стала неоклассическим чудом города, вписавшись в картину обширных архитектурных и урбанистических изменений в Милане.
Открытие состоялось 18-го августа 1807-го года, и более чем сто лет Арена служила для проведения всевозможных мероприятий. В 1870-м городской совет приобрел Арену, и она стала муниципальной.
В футбол на Арене впервые сыграли 20-го мая 1900-го года, тут прошло дерби «Медиоланум» - «Милан».
Спустя неделю «Милан» встретился с «Ювентусом» (2:0). Первый матч сборной на Арене прошел 15-го мая 1910-го года – Италия разгромила Францию 6:2.
(www.fidal-lombardia.it)
С сайта www.storiedicalcio.altervista.org
Это самый старый стадион Италии. Он даже старше футбола. Когда Наполеон дал архитектору Луиджи Канонике задание разработать проект арены, он хотел – с привычной для себя скромностью – воссоздать атмосферу римских амфитеатров. Муниципальная Арена Милана, открытая в 1805-м году, оправдала надежды Императора. Между белыми мраморными плитами и неоклассическими колоннами проходили военные парады, гонки на колесницах и даже навмахии, настоящие морские сражения, проводить которые можно было благодаря затоплению нижних трибун.
После периода Реставрации австрийцы не забросили наследие Наполеаона. Зимними ночами Арена превращалась в огромный танцевальный зал под открытым небом, где проводились многочисленные праздники на льду. Только в начале XX века на Арене стали проходить спортивные события: 30-го мая 1909-го тут прошли первые в Италии соревнования по велогонкам, победителем стал Луиджи Ганна. Через год, 15-го мая 1910-го, на поле впервые вышла сборная по футболу. Руководство Федерации вызвало 22 игрока, и основу выбирали наиболее простым методом. Их разбили на две команды – кто победит, тот и сыграет в «настоящем матче» с Францией. Италия выиграла у французов 6:2, и четыре тысячи зрителей устроили овацию герою, миланисту Лане, который сделал хет-трик.
В Милане образовались два клуба: «Милан» и «Интер». Обе команды играли на своих полях и не использовали Арену, которая считалась слишком большой для игры, которая не собирала толпы зрителей. Но «Интер» начал проводить на Арене самые важные матчи. И даже когда в 1926-м был построен большой и современный стадион «Сан Сиро» на 35 тысяч мест, «Амброзиана» продолжала играть на Арене и на стадионе Виа Гольдони, а «Сан Сиро» оставила «Милану». Но суеверия оказались сильнее – после того, как восьмого декабря 1929-го года «Триестина» неожиданно победила на Арене, «нерадзурри» заявили, что теперь будут выступать только на Виа Гольдони.
Спустя полгода случилась трагедия: 15-го июня 1930-го, во время матча с «Дженоа», рухнула трибуна, и около сотни людей получили травмы. Оставалось сыграть один матч чемпионата, в котором «Интер» мог завоевать чемпионский титул. Но можно ли вернуться на Арену в такой важный момент? Лучше принять приглашение «кузенов» и дебютировать на «Сан Сиро». Верной выбор: «Интер» победил «Юве» 2:0 и взял третий скудетто.
Реконструированная Арена снова заработала в 1933-м. Шестого октября «Амброзиана» получила права на стадион, обязавшись платить городу 5% от прибыли с каждого матча и 100 лир в день, «на обогрев раздевалок и подогрев воды». «Интер» отбросил суеверия и оставался на стадионе еще 13 лет, до 1947-го, выиграв два чемпионства и Кубок Италии. А затем снова перебрался на «Сан Сиро». С тех пор Арену редко баловали футболом. В 1986-м именно тут был представлен «Милан» Сильвио Берлускони. В 2002-м стадион переименовали в честь великого Джанни Бреры, и сейчас тут проходят игры «Аматори», команды по регби.
Стадион «Сан Сиро»
С 1926
(в 1935-м был продан городскому муниципалитету, с 2-го марта 1980-го носит имя Джузеппе Меаццы)
Воспоминания писателя Карло Кастелланеты
Пусть он и был переименован в честь Джузеппе Меаццы, великого футболиста, для тифози «Сан Сиро» навсегда останется связан с названием квартала, где он «родился» в далеком 1926-м году, когда вмещал всего 40 тысяч зрителей. Сейчас их может быть в два раза больше (миланцы с гордостью говорят о ста тысячах, но это неправда), но этого все равно мало. Ровно так же местечковые неаполитанцы считают, что Сан Паоло должен быть больше. «Сан Сиро» стал достопримечательностью, как Дуомо и Кастелло, с огромными очередями.
Не знаю, относятся ли местные жители к Храму мяча с тем же поклонением, особенно по воскресеньям, когда все забито автомобилями, и район превращается в огромную парковку. Но лично меня всегда впечатляет, как болельщики «Милана» и «Интера» с самого утра караванами движутся в сторону стадиона. А огромная толпа у выхода – невероятное зрелище. Кажется, что все движутся не на своих ногах, будто их везет лента транспортера.
Когда я приходил сюда в молодости, на трибунах, в отличие от того, что происходит сейчас, было мирно и безмятежно. Если кто-то вставал, то его быстро усаживали на место, а не весь стадион поднимался на ноги вместе с ним.
Помню старую рекламу: зычный мужской голос в громкоговоритель вещал о чудесах магнезии. Мы, мальчишки, распевали эти стихи хором, хотя абсолютно не понимали, какая может быть связь между запором и футболом…
Но тогда не было барабанов, труб, дудок. Никто не осмеливался бросать что-то на поле, разве что подушки для сидения после финального свистка неинтересного матча. А сейчас игроки еще не успевают выйти из подтрибунного помещения, а волшебное зеленое поле уже покрыто слоем конфетти, серпантина, горящих петард и пренебрежения к элементарным правилам поведения.
Объявление составов мы слушали в благоговейном молчании. Сейчас невозможно различить фамилии игроков в шуме, который следует за каждым словом спикера. Впрочем, как мог стадион выстоять перед упадком, который пережил весь город?
Было бы здорово, если бы именно «Сан Сиро» стал примером для спортивного общества. Возможно, во время одного из переполненных страстью дерби, когда стадион становится олицетворением силы. Не только силы, но и красоты, воплощением духа города. Было бы здорово, если бы все, даже те, кто не ходит на футбол, могли услышать крик, который сопровождает гол. И воспринимать его не как угрозу, а как символ спортивного духа.
Раздел подготовлен с использованием материалов magliarossonera.it