Паоло Мальдини: «Мой путь состоял из взлетов и падений. Мне повезло оказаться в клубе, который разделял мои амбиции»
Паоло Мальдини, символ «Милана», бывший защитник и технический директор клуба, стал гостем подкаста AKOS, посвященного спортивным историям. Легендарный 3-й номер рассказал о своей жизни в цветах «россонери», о многих изменениях, которые претерпел клуб.
«Я бы не назвал это монотонным путешествием, скорее полным взлетов, падений и радостей. Я считаю, что удача футболиста, ориентированного на команду, – это найти клуб, который разделяет твои амбиции и имеет средства, чтобы помогать тебе. Мне повезло, что у меня был не только талант, но и команда, которая стремилась к самым высоким целям: я считаю, что это был главный секрет такой долгой карьеры в клубе.
В первые годы видео было не так много; единственный способ передавать прямую трансляцию на тогда еще канал Rai заключался в том, чтобы играть вторую половину особенной игры в лиге или матча Лиги чемпионов, который тогда назывался Кубком европейских чемпионов, вечером в среду. Вы не могли узнать характеристики своего соперника, кроме как через специалистов клуба, которые ходили смотреть матчи, но это была информация из вторых рук, я не думаю, что профессионализма было меньше, но в футболе было меньше инструментов, чтобы сделать спорт более профессиональным, не с точки зрения обязательств, а с точки зрения знаний.
Особенно в некоторых командах, а «Милан» был одной из них, юношеские годы игрока были сосредоточены на приобретении технических навыков, поэтому упор делался на технику, тактике уделялось гораздо меньше внимания. Затем начиналась подготовка к определенным ситуациям, возникающим на поле. Я начинал играть в качестве правого или левого нападающего, а затем, примерно в 14 лет, я стал – опять же правым – защитником. В конце своей юношеской карьеры в Примавере я играл только на позиции правого защитника. Я уверен, что это схема, которая работает и сегодня, хотя существует тенденция давать все больше тактических представлений молодым игрокам, которым действительно нужно развивать что-то еще».
О том, что нужно молодым игрокам
«Им необходимо развивать технику и способность принимать решения, а не подвергаться идеологической обработке со стороны тренеров, которые думают, что они подготовлены тактически, но сами гораздо менее дальновидны, чем талантливые парни, которых они тренируют. Поэтому я бы готовил ребят к другому виду футбола, не тактическому, потому что тактика всегда развивается со временем. Однако принципы техники и игрового процесса всегда будут актуальны. Физическая работа также стала важной, и на определенном этапе их роста необходима подготовка к соревнованиям со взрослыми. С моей точки зрения, невозможно изменить отношение и особенно менталитет игрока, когда ты переводишь его на взрослый уровень, потому что он привык к другим стандартам. Изменить курс сложно».
О роли Нильса Лидхольма в его карьере
«Она принципиальна, потому что он был современным тренером; мы играли с четырьмя защитниками в линию без опеки еще в 80-х, он уже тогда думал о реверсивности на флангах. Я прирожденный правша, который приспособился играть слева, и умение углубляться в середину поля заново открыло для меня игру. Его дальновидность и смелость выставлять на поле молодых игроков сделали его пионером в футболе. Он всегда говорил, что футбол – это игра, и играть нужно, чтобы получать удовольствие. Это то, что следует повторить всем, от молодежи до профессионалов».
О «Милане» Сильвио Берлускони
«Миланелло был построен в 60-х годах, это был первый центр такого типа в мире, и «Милан» был одной из первых команд, поверивших в подобный проект: идея закрытого, изолированного и выделенного места уже существовала. Когда Берлускони пришел в клуб, он создал корпоративную организацию, которая подняла все и всех на высший уровень, как с футбольной, так и с организационной точки зрения, а также с точки зрения уважения ролей друг друга. Его первое решение – назначение такого провидца как Сакки – открыло новый мира футбола: появились тренеры, отвечающие за атлетичность. С этим расширились различные области знаний».
Об Арриго Сакки
«Сакки заставлял нас очень тяжело работать физически, и в этом секрет команд-победителей: когда ты работаешь больше, чем другие, у тебя есть преимущество. Поскольку знаний было меньше, я считаю, что почти всегда перетренировывался. Мне было 20 лет; когда я думаю об этом сейчас, я понимаю, что мы не осознавали важности отдыха, дней восстановления: твой разум привыкал всегда превозмогать, но физически у тебя были взлеты и падения. Часто ты выходил на поле, так сказать, без ног: не случайно мы выиграли лишь один чемпионат за четыре года в эпоху Сакки, хотя и были ориентированы на еврокубки. Количество тренировок было такое же, но они были дольше (2-2,5 часа) и интенсивность была максимальной с двумя двойными тренировками в неделю. Сейчас это редкость. Это был эксперимент, основанный на принципе тяжелой работы, но физически у нас иногда не было оптимальной формы».
«Франко ушел на пенсию в 1995 году, и тогда к нему не было такого навязчивого внимания, но Франко, без сомнения, был для меня отличным примером. Я был очень сдержанным, и, с моей точки зрения, то, как он вел себя, было идеальным: несколько слов, но много поступков, а еще был Мауро Тассотти с другим характером, и многие игроки, такие как Эвани или Икарди. Скажем так, в этих командах были очень интересные игроки, с которыми можно было интересно проводить время, и игроки с победным менталитетом: ты сам должен был решать, за какой из этих групп следовать».
О Марко ван Бастене
«Был бы ван Бастен величайшим нападающим всех времен, если бы не травмы? В принципе, его и так можно считать им. Помимо цифр, тот факт, что он мог бить с обеих ног, был ростом 188 см, быстрый и агрессивный, Марко также обладал способностью выполнять свои технические приемы красиво, и благодаря тому, чего он достиг, закончив карьеру всего в 28 лет, его можно считать одним из пяти лучших нападающих всех времен».
Мальдини о «Феномене» Роналдо
«То, что было у Роналдо, честно говоря, почти ни у кого не было, или, по крайней мере, когда появлялся игрок с такой скоростью и физической силой, он еще не обладал техникой Роналдо… Ему легко удавалось на скорости делать определенные вещи, которые не мог бы сделать никто, он сочетал физический контроль, скорость и силу с техникой, которая была выдающейся в те 3-4 года».
О проблемах с коленями
«У меня всегда были проблемы с коленными чашечками, как и у двух моих сыновей; за одно лето я сильно вырос, обычная ситуация, и никуда от нее не деться. В 82-83 годах инструментов было мало… Я начал серьезно заниматься в тренажерном зале в 98-99 годах, то есть до 30 лет я никогда не имел дела с тренажерными залами. До 2000-х годов никто ими практически не пользовался. Со временем понимание своего тела улучшилось: в 30 лет я чувствовал, что у меня кончается топливо, и когда я начал ходить в спортзал, мой запас сил впечатляюще вырос. Мои лучшие годы, как технически, так и физически, пришлись на 2002-2003 и 2003-2004 годы. В 35 лет. Я мог посоревноваться в скорости и выносливости с любым игроком. Когда вы знаете, что мужчины начинают терять силы около 30 лет, вам нужно интегрировать разные виды нагрузок. В этом была моя проблема: я играл так много на профессиональном уровне, что у меня была отличная взрывная сила, очень сильная мышечная структура, и мои характеристики были чертами спринтера, который останавливается и снова стартует. Это не очень хорошо для суставов. У меня были операции на правом и левом коленях с разницей в два года. Тогда еще случались микротрещины; с современными методами у меня могло бы быть меньше проблем после карьеры».
Об изменениях в «Милане»
«Когда я начинал в «Милане», когда у нас в штате было два массажиста и один врач, у которых было около 15 многоразовых повязок для лечения проблем с лодыжкой. Я испытывал много проблем с лодыжкой из-за того, что мои ступни выворачивались внутрь и часто вывихивались. При Берлускони появились одноразовые повязки, больше массажистов, больше врачей и других специалистов, таких как психологи и тренеры: группа разрослась до практически 15 человек. Сейчас в группе медицинского персонала около 30-35 человек: 7-8 физиотерапевтов, несколько внешних консультантов, 2-3 врача. Это не лишнее, что большое внимание уделяется здоровью игроков. Практически у каждого игрока есть личный физиотерапевт или врач, но должны быть правила, работать в команде нельзя, не уведомив руководителя медицинской службы. Особенно при восстановлении после травм: работу можно выполнять удаленно, но при этом необходимо следовать указаниям хирурга или лечащего врача».
О Фабио Капелло и Карло Анчелотти
«Если Сакки был самым жестким из всех, то Капелло и Анчелотти были очень похожи. Всегда нужно учитывать разные сезоны; когда играешь Лигу чемпионов до финала, времени на отдых почти не остается. Меняется распределение свободного времени; важность отдыха была основополагающей, особенно в эпоху Анчелотти. Секрет, на мой взгляд, в том, чтобы требовать многого, но и давать после этого много свободы: свободные дни, возможность восстановиться. Меня часто спрашивали, чем я занимался во время отпуска. Они дают вам программы, которым нужно следовать в межсезонье. Я думаю, что футбол – единственный вид спорта, которым приходится заниматься 11, а иногда даже 11,5 месяцев в году. Честно говоря, я никогда ничего больше не делал, потому что моему телу нужен был отдых. Единственный сезон, в котором я что-то делал помимо футбола, был в 1996 году. У меня родился сын, а я играл на чемпионате Европы в Англии, я тренировался 15 дней и вернулся не в силах стоять. Моя большая сила заключалась в том, что я мог все сбросить и думать об отпуске, отбросив мысли о прошедшем или предстоящем сезоне и достичь определенного уровня физического и психического восстановления».
О разнице с НБА
«Бывали сезоны, когда у меня было 5, 7, 8 или 9 дней отпуска, то есть его практически не было. Известно, что те, кто после окончания сезона проводил меньше 20 дней отпуска, получали травмы уже через месяц-полтора после начала нового. В отличие от НБА, где игры всегда в закрытых помещениях, а игры регулярного чемпионата достаточно расслабленные (первые три четверти проходят неторопливо, а в конце команды хотят выиграть), в футболе плей-офф – это другое. Мы тренировались пять дней, потом летели в США играть против «Реала» или «Манчестер Юнайтед» перед 80 000 зрителей в 40-градусную жару. Есть много различий: проблема в том, что футбол все чаще требует наибольшей зрелищности».
О своей роли в руководстве «Милана»
«Когда я стал руководителем, опираясь на свой 25-летний стаж и вспоминая множества трудных моментов, через которые мне пришлось пройти, я попытался использовать свой опыт для поддержки молодых игроков. Эти молодые ребята часто еще не имеют подходящей структуры, с которой можно было бы справиться. Они испытывают огромное давление, связанное с этой профессией. Люди всегда видят гламурную сторону, но не осознают аспект давления. Я считаю, что в этой области еще предстоит много работы, которая остается в значительной степени неисследованной. Многие иностранные владельцы не до конца понимают эту проблему и не хотят решать ее, потому что у них нет для этого инструментов. Мы очень хорошо знаем, как важно оказывать поддержку, даже на моральном уровне, игрокам до, после и во время тренировок. Также важно наблюдать за тем, как они тренируются, чтобы понять, с кем мы имеем дело. Я всегда говорю, что эти нематериальные аспекты в значительной степени способствуют успеху клуба. Их трудно объяснить новым владельцам на листе Excel, они находятся вне контроля или досягаемости владельца. Кажется, что у вас есть волшебная формула, но на самом деле это не то, что сделало бы вас успешным, если бы она у вас была. Успех означает не только победу, это также означает попытку сделать все возможное».
О сильнейших игроках его времени
«Прежде всего, если мы говорим о действительно великих игроках, два сильнейших игрока, с которыми я когда-либо сталкивался, – это Роналдо и Марадона по вполне схожим причинам: техника, скорость, способность забивать голы, способность ставить вас в затруднительное положение и нарушать тактику вашей игры. Когда они получали мяч, вы могли быть сколько угодно внимательны, но как только они обходили двух или трех игроков, вы, естественно, мало что могли сделать. Марадона обладал естественной способностью вести вперед людей, команду, город к чему-то экстраординарному, что он и сделал в Неаполе.
Как и Роналдо, Марадона был игроком, на котором часто фолили, возможно, особенно много в те годы, потому что 80-е годы были намного жестче, чем 90-е. Но он никогда не реагировал, никогда не жаловался, не считая обычных бытовых претензий. Это заставляло соперников очень уважать его. Его удары, технические навыки и физическое мастерство... Он был настоящим монстром с точки зрения физики. Все это сделало его одним из трех лучших игроков всех времен. Он также был веселым как на поле, так и вне его, несмотря на то, что на нем постоянно фолили. Он всегда умудрялся пошутить, не теряя внимания к своей цели, а именно – к победе. Он был большим любителем мяча, как и я. И это несмотря на все его проблемы, потому что он был парнем, находящимся под большим давлением, имел большие проблемы с наркотиками, и ему не помогли, его бросили, его жизнь была очень одинокой. Такие личности часто никому не доверяют, имеют мало настоящих друзей, вокруг них много людей, которые просто эксплуатируют их. Это – темная сторона карьеры спортсмена высокого уровня. Постоянно быть в центре внимания – это то, чего я никому не пожелаю, потому что в этом, конечно, есть и свои плюсы, но такой человек, как Диего, не может провести ни минуты отпуска в одиночестве, и это приводит к серьезным проблемам».
О своей известности
«Я от природы сдержан и воспринимаю славу почти как побочный эффект своей карьеры. После чемпионата мира 1990 года, который стал пиком, тем более что он проходил в Италии, я решил поехать в отпуск в США, и с 1990 года я постоянно отдыхал в США. В какой-то момент мне стало очень трудно наслаждаться этими 15 днями покоя без разговоров о футболе. Футбол позволил мне путешествовать по миру, изучать английский язык, видеть что-то новое и знакомиться с новыми людьми. В конце концов, это открывало мне возможности. Ничего не происходит только потому, что у тебя есть идея попробовать что-то новое. У славы есть цена, особенно на таком уровне».
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.