Стефано Пиоли: «Раньше я был приверженцем схем, делал упор на тактику, сейчас понимаю, что выигрывает не схема»
Тренер «Милана» Стефано Пиоли дал интервью еженедельнику Sette.
– Вы приехали в Миланелло 9 октября 2019-го. Какие были впечатления?
«Поздоровался на входе, пошел к полю, увидел справа, среди деревьев, статую Нерео Рокко. И такой: «Господи, чего я достиг!» Я сразу почувствовал себя в своей тарелке. Не знаю, хорошо ли меня приняли, но мне было хорошо».
– В чемпионате была пауза, игроков на базе немного. Кого встретили?
«Калабрию и Романьоли, кажется, но могу ошибаться. Помню первый разговор. Сказал, что все мы тут, потому что обладаем необходимыми качествами. Все зависит от того, как будем работать. Если возьмемся за дело со страстью, продемонстрируем профессионализм, хорошенько потрудимся, все точно будет хорошо».
– «Милан» был уже не тот. На одной из первых пресс-конференций вы сказали, что в клубе одинаково воспринимают победы и поражения.
«В первом матче мы дома сыграли вничью с «Лечче», во втором проиграли «Роме». Я понял, что команде сложно реагировать на проблемы. Нужно было ее мотивировать».
– Вы начали тренировать в 2003-м, в Салерно. В чем изменились с тех пор?
«Приоритеты остались те же: мотивировать игроков, дать им идею, помочь реализовать ее на поле. Раньше я был приверженцем схем, делал упор на тактику, сейчас понимаю, что выигрывает не схема, 4-4-3 или 4-2-3-1. Победа – следствие совокупности таланта, страсти, труда, жертв, желания сражаться за четкие цели. В общем, характер делает разницу. Характер и интеллект. Так что теперь я больше стратег, могу сконцентрироваться на работе с отдельными игроками. Мы с Мальдини и Массарой не обсуждаем высоких или низких футболистов, правшей или левшей. Нам нужны умные футболисты. Техника отрабатывается, сила способствует, но будущее футбола – это игроки, которые быстро думают, заранее знают, как будут действовать в той или иной ситуации, читают игру, видят пространство».
– Вы были универсальным защитником. Кто из игроков «Милана» напоминает вам Пиоли-футболиста?
«У меня не было скорости Томори или Калулу. Я не был игроком уровня «Милана». Мой уровень – амбициозные середняки, вроде «Фиорентины», за которую я и выступал. Если я достиг определенного уровня, то это благодаря тому, что умел расположить партнеров на поле, умел говорить с командой. Наверное, меня напоминает Кьяер, он много говорит, хорошо говорит. Такой защитник и такой вратарь, как Меньян, позволяют качественно организовать защиту».
– В 18 лет вы попали в «Ювентус». Насколько важен был тот опыт для понимания, как тренеру нужно работать с талантливой молодежью?
«Меня «усыновили» одноклубники, особенно Гаэтано Ширеа. Он водил меня по ресторанам, после тренировок приглашал к себе домой. На поле и за его пределами я жил с чемпионами, умными, серьезными, проявляющими ко всем должное уважение. Ко мне тоже, пусть я и оказывался в запасе по большей части».
– Вас тренировали Трапаттони, Раньери, Баньоли. Кто вдохновляет больше всех?
«Все. Но больше всего меня поразил Баньоли, в «Вероне». Мало говорил, но раз в месяц проводил собрание в раздевалке и давал оценку каждому игроку. «Стефано, продолжай в том же духе», – говорил мне. А другим: «Ты не будешь играть, если не поменяешь отношение», «Ты слишком в тени», «Ты мог бы заниматься атлетикой». Важные вещи, на самом деле. Помню первый день сборов, нас было человек 16-17. Он тогда назвал 11 игроков, сказал, что они – всегда в основе, если в хорошей форме. Сейчас такое невозможно. Летом я в своем доме у моря прикидываю основу, но никогда не заканчивал чемпионат тем же составом, который наметил на старте сезона. Я общаюсь с игроками каждый день, нужно понимать, что с ними происходит. Нельзя принимать решения, не вдаваясь в контекст».
– Во время чемпионата мира вы тоже общались?
«Да. Я желал им успеха перед матчами, звонил после игр. Рафа говорил: «Мистер, все хорошо, я сыграл 20 минут, 30, 40. Я рад и зол одновременно».
– Какое было первое впечатление о Леау?
«Ух, у нас тут парень, который играет, смеясь?» Потом мы поняли, что такой у него стиль».
– В чем особенности ваших игроков?
«Они прекрасные, даже в своих странностях. Кажется, что им не хватает сосредоточенности. Возможно, это спокойствие, уверенность в себе… Это их сила – музыку выключают за две минуты до выхода на поле. В мое время, когда для телефонного звонка нужно было выстоять очередь к автомату, музыку в раздевалках не разрешали. А сейчас я переживаю, если там тихо. Музыка в автобусе заводит, перед выходом на поле Тео ставит «Selfish» Эминема. После победы все поют в автобусе, и я тоже».
– В чем они прибавили?
«Когда я пришел, многим было 19-20 лет, так что прогресс, рост – это естественно. Я тоже вырос, но тут заслуга всех: руководства, моих помощников, атмосферы. Мы создали эту атмосферу. Я с радостью просыпаюсь утром и еду в Миланелло, я рад быть там. Думаю, игроки тоже. Например, у нас есть обязательные обед и ужин, но без расписания. У всех свои потребности: лед, массаж, что-то еще. Но все остаются допоздна, чтобы вместе посидеть за столом. Им классно вместе, им нравится. Я бывал в командах, где футболисты хотели поскорее разъехаться, им не терпелось закончить тренировку».
– Ваше любимое блюдо?
«Каппеллетти в бульоне, семейная традиция. Мама на праздники готовит их сотнями».
– Как ваша мама прокомментировала чемпионство?
«Я позвонил ей первой. «Мама, ты видела? У нас получилось».
– Что ответила?
«Не помню уже. Если нужно критиковать, она не сдерживается. А вот радость скрывает в себе. Жаль, мало наслаждается успехами. Я и сам такой. Я не стал победителем, потому что выиграл чемпионат. Чувствовал себя победителем, повышая команды в классе, набрав 50 очков с «Болоньей». Достижение поставленной цели – это победа. Но когда все получается, я погружаюсь в работу, потому что хочу сделать так, чтобы успехи продолжались. Не успеваю насладиться моментом. А когда все плохо, когда возникают мысли об увольнении, смотрю назад, чтобы понять, в чем нужно прибавить».
– Какие советы дает мама?
«Она очень энергичная женщина. Постоянно говорит мне проявить характер, сделать так, чтобы меня уважали, посадить в запас того, кто не реализовывает момент. Это типичная ошибка – в мире футбола умные вежливые люди часто считаются слабыми, бесхарактерными».
– В раздевалке вы вешаете таблички с фразами. Какая ключевая фраза 2022 года?
«Все случается только с теми, кто в это верит». В начале сезона мы говорили с командой, я сказал, что мы были шестыми, потом вторыми… Устроит ли нас еще одно второе место? И все в один голос: «Нет!» Я спросил, что нужно для победы. Первыми отвечали Златан, Жиру, Меньян и Тео, которые уже выигрывали чемпионаты».
– И что сказал Златан?
«Ярость. Нужна ярость».
– Жиру?
«Талант. Все говорили о «голоде». Жиру помог нам выиграть дерби. Если бы мы тогда проиграли, никакого чемпионства не было бы. А потом был матч с «Лацио», с голом на последних минутах, когда «Интер» проиграл «Болонье». Мы знали – если не побеждаем, не возьмем скудетто».
– Не верю, что вам не удалось насладиться этой победой.
«Здорово было наблюдать за всем с сыном, когда мы ехали в автобусе после матча с «Сассуоло». Златан взял микрофон, у него было что сказать каждому. Потом был чемпионский автобус по Милану. Но теперь я с особым теплом вспоминаю как мы с сыном курили кубинские сигары, ночью, смотрели на празднующих болельщиков. Я все обещаю жене, что однажды мы полетим на Кубу…»
– Вы познакомились в лицее и до сих пор вместе. В чем секрет?
«Барбара очень умная, мы понимаем друг друга без слов. «Погуляем?» «Погуляем». «Остаемся дома?» «Остаемся дома». И она уже приготовила ужин. Непросто быть женой Стефано Пиоли. Мне тяжело отвлечься от работы, но с ней получается».
– У вас семья почтальонов. Вы когда-нибудь писали письма жене?
«Да, любовные послания. Был один сложный момент, мне нужно было объясниться. Это помогло».
– Вкратце, что там было?
«Это на всю жизнь». Думаю, то письмо она хранит до сих пор».


Сообщение от Zlatanera
8 января 2023, 13:54
Как говорится все действительно хорошее случается нежданно негаданно, вот и с Пиоли так!
Сообщение от girona.es
14 января 2023, 12:57
На счёт удивления от статуй Нерео Роко и прочие, дядя Стёпа конечно же лукавит. он ещё 5 лет назад тренировал Интер на этом стадионе