Серия А, «Бриантео»
Монца 0-1 Милан
2 ноября 2024
Лига Чемпионов, «Сантьяго Бернабеу»
Реал Мадрид 1-3 Милан
5 ноября 2024
Серия А, «Сардиния Арена»
Кальяри 3-3 Милан
9 ноября 2024
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Ювентус
23 ноября 2024, 20:00 МСК
Лига Чемпионов, «Национальный»
Слован Братислава — Милан
26 ноября 2024, 20:45 МСК
новости обсуждение превью Live
Серия А, «Сан-Сиро»
Милан — Эмполи
30 ноября 2024, 20:00 МСК
новости обсуждение превью Live
Статьи и материалы

Арриго Сакки. «Тотальный футбол». Глава 9. На вершине мира. Часть 1

29 мая 2018, 12:01
7217

323

«Не пытайтесь быть лучше других, пытайтесь быть лучше себя самого».

Уильям Фолкнер

В сезоне 1989/90 мы участвовали во многих турнирах и везде считались фаворитами: в чемпионате, Кубке Италии, Кубке чемпионов, Межконтинентальном кубке и Суперкубке УЕФА.

Нас ждал напряженный год, полный тренировок и матчей – отдыхать было некогда. Давление со стороны медиа росло, но я был доволен. Я пытался как мог сгладить напряжение и избавиться от гастрита, который оно вызывало: качался, занимался в зале, ездил на велосипеде. Надо сказать, спорт спас меня. Если начинаешь побеждать, зрителям это нравится, и ты хочешь продолжать. Победы – как наркотик, их всегда мало. Я всегда смотрел вперед, ждал следующего матча, новой цели.

С руководством мы старались создать команду из как минимум 24 футболистов – по два на каждую позицию, чтобы использовать ротацию и иметь возможность безболезненно заменить травмированных и дисквалифицированных. Лидером этой команды должна была быть ее игра. Все – и опытные игроки, и новички – внесли свой вклад в невероятный сезон. Состав на поле менялся, но Милан оставался Миланом – атакующим, агрессивным, прессингующим, гармоничным, мощным и красивым.

 

Первый важный матч ждал нас на старте сезона – сражение за Суперкубок УЕФА. Нашим соперником была Барселона, победитель Кубка УЕФА. Наш бой с испанским футболом продолжался. После Реала нас ждал еще один гранд мирового уровня – команда Йохана Круиффа, одного из маэстро зонального футбола. Многие наши футболисты были травмированы, но, как обычно, мы ничего не боялись, ведь делали ставку на игру.

Первый матч состоялся на Камп Ноу. По дороге в Барселону наш самолет попал в зону турбулентности. Мы падали несколько секунд. Это были мгновения невероятного ужаса. Игроки пришли в себя, только когда мы приземлились. Потом осознали, что живы, и на смену испугу пришла радость. Желание победить стало еще больше.

Мне позвонил Анчелотти. В самолете не было его, Гуллита и Барези, и Карло пошутил: «Если бы вы упали, то не попали бы даже на первые страницы газет!».

Начало матча выдалось взрывным. На 40-й секунде Райкаард оказался перед воротами, и мы чуть не вышли вперед. Такой я и хотел видеть команду – агрессивной с первых минут. Но забить удалось только в конце первого тайма, когда Донадони вывел Массаро на ударную позицию, а того ударили по ногам сзади. Ван Бастен легко реализовал очевидный пенальти. Джованни Галли в той игре казался непробиваемым.

На 22-й минуте второго тайма Стефано Сальватори вместо того, чтобы вынести мяч на трибуны, сделал неосторожный пас на Галли. За это решение мы дорого поплатились. Амор перехватил мяч в штрафной и забил. Неплохой результат, но я был недоволен, пусть мы и играли ярко и зрелищно. Однако заслуживали гораздо большего.

Состав на ответный матч был таким: Галли, Каробби, Мальдини, Фузер, Тасотти, Костакурта, Донадони, Райкаард, Ван Бастен, Эвани, Массаро. Не хватало Барези, Анчелотти и Гуллита – костяка Милана, который выиграл чемпионат и Кубок чемпионов.

Все продолжали утверждать, что победы нам приносит голландское трио. Да, но наша команда показывала невероятный футбол и обладала менталитетом победителя, желанием играть и развлекаться на поле – это невероятная редкость. Ключевые игроки могли отсутствовать, но это не влияло на нашу игру. Я помню великолепную статью Джанни Муры в La Repubblica. После матча Кубка Италии между Миланом и Лацио, который мы выиграли дублирующим составом (в основе были Маннари, Вилла, Каппеллини, Лантиньотти и тд) Мура подчеркнул: «Меняются игроки, но суть одинаковая». Игра была нашим лидером, а футболисты воплощали ее в жизнь.

 

В Милане Барселона выложилась по максимуму. Но после углового едва не забил Мальдини. Мы постоянно атаковали, играли хорошо на глазах невероятной публики. Мальдини протащил мяч до центра поля, отдал Ван Бастену, тот сыграл в стенку с Эвани, дошел до линии штрафной и выкатил под удар Донадони – Роберто пробил чуть неточно. Эта атака была образцовой – мы в пять-шесть пасов быстро выходили на ударную позицию. Эффектный футбол, у которого одна цель – атаки, голы, победа.

90 минут в бешеном темпе ошеломили Барселону. Моментов было очень много. На десятой минуте второго тайма Эвани со штрафного левой пробил мощно и точно. Ван Бастен в очередной раз напомнил, каким невероятным игроком является, когда замкнул навес Райккарда ударом с лета метров с 11. Блестяще! Но Субисаррета спас свою команду. Игра закончилась со счетом 1:0, хотя на последних минутах у нас и было два отличных шанса забить еще.

Впервые Милан выиграл Суперкубок УЕФА. Этот триумф добавил нам сил накануне важного сражения в Токио. Дебютные победы всегда имеют особенный вкус и подталкивают идти дальше и снова выигрывать.

Не было ни дня на передышку.

Через десять дней после победы над Барселоной, 17 декабря 1989-го года, мы играли за Межконтинентальный Кубок с Медельином. Это была встреча сильнейших команд Европы и Южной Америки.

В своей работе я всегда полагался на помощников. Одним из них был мой друг из Фузиньяно – Натале Бьянкеди. Он объездил весь мир, наблюдая за нашими соперниками, изучая футболистов и тренировки. Мало кто так понимал футбол, как Натале. Все называли его «шпионом», но благодаря Бьянкеди я готовился к матчам и покупал футболистов, не сомневаясь в своих решениях, – как это было в случае с Райкаардом.

Бьянкеди работал со мной более 20 лет. Он любил футбол так же сильно, как женщин. Его жизнь была сплошным приключением. Он одевался так, чтобы на него не обращали внимание. Темные очки, вечно поднятый воротник пальто. Просил называть его «синьор Валерио». Кто-то написал, что ему не хватало только накладной бороды.

Как правило он присылал мне аккуратные и подробные отчеты о соперниках, о методах тренировок. Я хотел знать все. Он рассказывал то, что меня интересовало с точки зрения тактики и техники, сообщал об упражнениях на тренировках – это помогало мне понять, как соперник будет играть. Также я советовался с ним по поводу нашей тактики – мы обсуждали, как лучше будет действовать против той или иной команды.

Помню несколько интересных случаев. Однажды я отправил Бьянкеди посмотреть на Реал в матче Кубка чемпионов. А вскоре услышал по радио, что у Милана конфликт с Реалом – наблюдатель итальянского клуба прятался на стадионе, где испанцы проводили закрытую тренировку.

Когда мы работали в Парме, Натале получал одну из самых больших зарплат в клубе. По ходу сезона 2003/04 я решил, что ухожу, и сказал ему: «Я больше не буду техническим директором. Уезжаю домой, но буду консультировать Танци».

«А кто вместо тебя?».

Я сказал ему имя, Бьянкеди выругался на диалекте – мол, этот человек мне совсем не нравится. И тоже уволился.

Из Милана он ушел сам. А в 1996-м вернулся. Посоветовал руководству купить Роналдо и подал в отставку, когда стало понятно, что его не купят.

Как-то мы ужинали с Бьянкеди, Галлиани и Браидой. Я попросил его поехать посмотреть на Райкаарда, который меня очень заинтересовал.

«Хорошо», – ответил Натале, который прекрасно знал о привязанности Берлускони к Борги. «Но если президент узнает, он выгонит нас всех».

Накануне полуфинала Лиги чемпионов 1990-го против Баварии с нами встретился Берлускони. Он как раз сражался за приобретение компании Mondadori, и футбол помогал ему отвлечься и расслабиться. Сильвио сказал Бьянкеди: «Как я тебе завидую! Я хотел бы три дня побыть на твоем месте. Ты путешествуешь по миру, останавливаешься в лучших отелях, смотришь матчи, у тебя есть лучшие женщины и отличная зарплата. Что еще нужно от жизни?».

«Да, президент, – ответил Натале. – Это правда. Но если вы хотите делать мою работу, нужно купить пару перчаток».

Я рассказал Берлускони, в чем дело. Тренировочный центр Баварии был закрыт – мюнхенцы не хотели, чтобы их занятия кто-то видел. Бьянкеди забирался на холм с биноклем – оттуда все было видно. Но погода в марте неустойчивая, на смену теплу неожиданно приходил снег. За полтора часа руки Натале жутко замерзли, он вернулся в гостиницу мокрый и простуженный. 

«У меня хорошая работа. Но есть противопоказания!», – закончил он мой рассказ.

Продолжение следует.

Источник: campeones.ua

Перевод и адаптация: Юрий Шевченко

Понравился материал? Поделитесь ссылкой с друзьями!
Смотрите также
Комментарии (0)

К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.