Арриго Сакки. Глава 17. Следующий день. Часть 2
Где бы я ни работал, меня всегда звали назад (Римини, Парма, Милан). Наверное, это означает, что мою работу ценили за серьезность и последовательность. Даже сейчас Берлускони и Галлиани предлагают мне продолжать сотрудничать с ними. Для меня дверь в Милан всегда открыта.
Так случилось и со сборной. В 2010-м году меня позвали работать с молодежью, и я сразу согласился. Я получил возможность передать свой сорокалетний опыт юным футболистам, рассказать им о фундаментальных концепциях, пояснить, что футбол – это атакующая игра, целью которой является развлечение зрителей. Я работал с примаверами Чезены и Фиорентины, тренировал команды с молодыми игроками, так что ответственность за развитие молодежного сектора в сборной казалась мне лучшим способом донести свои знания до нового поколения. Обучить юношей чувству долга, щедрости, честолюбию (которое никогда не должно превращаться в высокомерие или самонадеянность) – все это необходимо футболисту будущего, который гордится формой национальной сборной, команды, которая переписала историю мирового футбола. Основа побед – серьезная подготовка.
***
Моей задачей было тесное взаимодействие с тренерами сборных разных возрастных групп. Я выбирал их, наблюдал за их работой, давал советы и советовался с ними. Я разрабатывал стиль и философию игры, которые должны были быть едиными для сборной. Присутствовал на матчах, говорил с тренерами перед ними и после. Предлагал свои методы. Ездил на тренировки и не сдерживал себя – кричал, когда замечал грубые ошибки. Также я контролировал всю работу системы: вызовы на матчи, техническое планирование, работа с тренерами клубных примавер. Весь свой опыт, которого я набрался на высочайшем уровне, я вложил в новое дело, стараясь помочь будущему нашего футбола.
Вместе с моими помощниками я создал балльную систему оценивания футболистов – от одного до десяти. Мы оценивали: интеллект, личность, cтремление, технику. Набиравших меньше 29 браковали. От 30 до 31 – продолжали наблюдение. От 31 до 32 – давали второй шанс. Те, кто набирал от 33 и выше, оставались в сборной. Сейчас я бы изменил систему оценивания и выбрал бы такие категории: интеллект, чувствительность, стремление, темперамент, техника. Стоит учитывать, что над техникой можно работать и серьезно ее улучшить, а вот темперамент или скорость заложены у человека генетически.
***
Даже сейчас в Италии победу в чемпионате приносят, как правило, надежная оборона и индивидуальные качества игроков. А вот на международном уровне побеждают благодаря ставке на атаку и коллективным действиям. Две абсолютно разные философии игры.
Моя философия была простой, но произвела революцию в Италии. По многим причинам она до сих пор не стала частью спортивной культуры нашей страны. Но если мы хотим побеждать в Европе, то нужно быть современнее. Чем быстрее мы это сделаем, тем скорее увеличим шансы на успех. На поле нельзя импровизировать или надеяться на озарение одного футболиста – нужно следовать общей идее, концепции, над которой работаешь на тренировках. С тренера идея, с игроков – исполнение.
Проблема со сборной – создать команду, а не просто вызвать лучших футболистов. А это возможно, только играя в тотальный футбол, когда все 11 игроков активно вовлечены в процесс и ориентируются на мяч и партнеров, а потом уже на соперника. Идея простая – доминировать на поле, владеть инициативой, быстро отбирать мяч, используя прессинг. Сборная должна быть образцом для клубов, это команда «следующего дня». Над таким проектом мы и работали.
***
Мы предложили некоторые структуральные реформы сектора. Например, создание федеральных центров по всей стране, организацию учебных центров при клубах Серии А, обязательное наличие лицензии Суперкусов для тренеров молодежных команд клубов Серии А и Серии Б.
Изменения, конечно, можно предлагать, но, несмотря на нашу славную историю, сложно конкурировать с представителями других стран, когда они извлекают пользу из работы федеральных центров, учебных центров при клубах и специализированных академий. Все это позволяет топовым клубам работать в идеальных условиях.
Поэтому моя идея была такой – не более двух взрослых игроков в примаверах, чтобы создать турнир вторых команд и способствовать процессу вливания своих воспитанников в основу (как это происходит в Англии, Испании, Франции и Германии). Также ввести команды U-14 и доверить наблюдение над ними пяти-шести федеральным центрам на периферии, чтобы наши тренеры контролировали процесс скаутинга и методы работы. Я попросил Федерацию внимательнее отнестись к контролю молодых легионеров, чтобы с ними обращались согласно прописанным нормам. Также я требовал, чтобы в каждом клубе с молодежью работал человек, у которого есть диплом Коверчано. Подход к тренерским курсам тоже требовал реформ, ведь нам в стране нужны лучшие специалисты – как на любительском, так и на профессиональном уровне.
С Маурицио Вишиди и работниками молодежного сектора сборной я старался сделать его более современным и полезным для взрослой команды. Без революции, без молодых талантов, у Италии не было шансов тягаться с другими странами, которые находятся на совершенно другом уровне организации. Речь не только об Испании, Германии, Франции, Англии и Нидерландах, но и Швейцарии с Австрией. Если футбол – зеркало страны, то нашей мечтой было опережать на шаг то, что происходит в клубном футболе. Футбол для нас был ориентиром для общества, которое не ценит лучшие проявления нации. Если отношение к нему не изменится, то этот спорт попросту исчезнет.
Продолжение следует.
Глава 17. Следующий день. Часть 1
Источник: campeones.ua
Перевод и адаптация: Юрий Шевченко
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.