Глава 10. Десять матчей в моей истории. «Милан» — «Ювентус» 3-2 по пенальти
2. «Милан» – «Ювентус» 3-2 по пенальти
Манчестерский финал. 28 мая 2003 года.
Речь идет о моем первом финале Лиги Чемпионов, о матче, который стал водоразделом в моей профессиональной карьере.
«Ювентус» к тому времени уже выиграл скудетто и прошел в финал после великолепной победы в ответном матче против «Реала». В общем-то, прогнозы были в их пользу. Однако, и мы чувствовали в себе достаточно уверенности, мы были правильно настроены. Финал в Манчестере собрал и выплеснул на поле тысячи эмоций. Это было историческое противостояние двух великих итальянских клубов, и игрался он на легендарном «Олд Траффорд».
Как уже говорилось, к каждому матчу всегда ведется соответствующая подготовка, уделяется внимание тактике и стратегии, но этот матч против «бьянконери» был, действительно, изучен в мельчайших подробностях.
Я пересмотрел все возможные решения с нашей стороны, просчитал все возможные варианты со стороны «Ювентуса». И все же, как это часто происходит, по сравнению с задуманным, вы должны внести некоторые фактические изменения в тактику, едва команды вышли на поле.
Чтобы противостоять «Ювентусу», я выбрал расстановку 4-4-2. Эту схему мы не часто использовали в этом сезоне, но сильными сторонами соперника были, именно, края. Да, верно, им пришлось обходиться без Недведа, он был дисквалифицирован. Но от этого их потенциал не становился меньше, потому что, как правило, по краям у «Юве» подключались двое таких защитников, как Тюрам и Дзамбротта. Их-то я знал очень хорошо, и моей целью было, как раз, максимально ограничить их действия. Будучи уже на скамейке, я с удивлением обнаружил, что «бьянконери» выставили не ту защитную линию, что я предвидел.
Тюрам вышел на правом фланге, Феррара и Тудор в центре обороны, а Монтеро, что было неожиданно, играл левого защитника. Это необычная расстановка объяснялась тем, что они выдвинули Дзамбротту на позицию левого крайнего полузащитника, на место Недведа.
Заметив перестановки у соперника, я решил внести несколько изменений в наш наступательный план.
Я сказал Шевченко, что он должен играть второго нападающего рядом с Индзаги. Задание было такое: постоянно меняться местами с Руй Коштой и создавать, таким образом, ситуации «один на один против Монтеро». У ювентийского защитника был совершенно другой шаг, другая манера игры, по сравнению с Шевченко, а его тактическая мудрость не могла остановить физическую сверхмощь украинца.
Схема 4-4-2 претерпела изменения в нападении.
Это решение стало переломным в матче, потому что мы создали множество голевых ситуаций и трудностей для соперника, даже если во втором тайме «Ювентус» перестроился, чтобы уравнять игру. Матч (за исключением пенальти) закончился вничью благодаря великолепному выступлению Буффона.
Задания моим игрокам были такие:
- Костакурта и Каладзе, наши крайние защитники, оставались оттянутыми в обороне и вперед не подключались;
- Шевченко, как уже было сказано, открывался на правом фланге, чтобы атаковать Монтеро один в один, в то время как Руй Кошта и Зеедорф смещались в центр, чтобы создавать трудности их полузащите с рывками за спину их центральным полузащитникам Таккинарди и Давидсу (см. рис.1).
Рис.1
Матч, включая дополнительное время, хотя и был очень напряженным и с множеством голевых моментов, закончился со счетом 0-0. Настал черед бить пенальти.
Воспоминания об этой серии, наряду со стамбульской, только с противоположными чувствами, являются одними из самых ярких из тех, что я храню в памяти.
Бесконечные трибуны манчестерского стадиона создавали уникальную картину, и это была реальность итальянского футбола. Миланисты и ювентини, две стены друг напротив друга, каждая в своих цветах. И те, и другие, кстати, были частью моей спортивной истории.
Два бесконечных цветовых пятна воспоминаний.
Я ушел из Турина немногим менее года назад. И вот я здесь, именно против «Ювентуса». Должен стереть славу вечного неудачника, которая родилась в этом клубе.
Наступил решающий момент. С моими помощниками мы тщательно выбрали бьющих для списка. Все настоящие чемпионы, привыкшие к сильным эмоциям, но пенальти всегда вещь непредвиденная, и здесь мы еще не могли никак решить, кому бить первым, а кому последним. Тот, кто бьет первым, должен быть холоден, в состоянии преодолеть начальную скованность. Если он забивает, этот гол придает уверенности, энтузиазма. Последнему может достаться решающий удар, тот, что принесет окончательную победу.
Я решил, что Шева должен бить первым, я сообщил ему, и вот первая заминка. Шева хотел бить последним. Он так чувствовал. Мы слегка напряглись, и эти короткие мгновения сопровождались вопросом: «Меняем все?» Уверенность того, кто идет бить пенальти, это основа всего. После короткого диалога игрока с одним из моих помощников он подтвердил свою решимость. Шевченко будет бить пенальти последним.
Все мы знаем, чем потом это закончилось. «Милан» завоевал Кубок Чемпионов, а Шевченко забил решающий гол с 11-метровой отметки, может быть, самый важный в истории «россонери».
Продолжение следует…
Перевод и адаптация: Валерий Карев
Предыдущие главы: Карло Анчелотти «Моя рождественская ёлка»
К данному материалу пока не оставлено ни одного комментария.